Как «Беларусь 3» записывает для зрителей самые популярные спектакли и концертные программы

Устраивайтесь поудобнее

Несмотря на все опасения столетней давности, театр не только не умер, но и начал активно захватывать телеэкраны

Адаптировать драматические постановки, филармонические концерты, оперу и балет под нужды телезрителей канал «Беларусь 3» начал одним из первых. И преуспел в этом деле так, что теперь практически каждые выходные в эфире самой культурной кнопки отечественного телепространства можно наблюдать за всеми нюансами актерской игры, взмахом смычка и деталями декораций с помощью крупных планов. Нынешний уик‑энд исключением не станет. В субботу в 22:35 на «Беларусь 3» покажут концерт к юбилею маэстро Александра Анисимова под названием Sympho GALA, а в воскресенье в 16:40 увидим «Баядерку» Людвига Минкуса в исполнении артистов балетной труппы Большого театра оперы и балета Беларуси.


Зачем телевидение пытается отвоевать зрителей у театров и концертных залов, в чем главные сложности организации трансляций и правда ли, что на экране спектакль порой смотрится даже лучше, чем на сцене? Ответы на все вопросы — у продюсера телеканала «Беларусь 3» Елены Маньковской, которая много лет отвечает за записи и последующие трансляции всех крупных культурных событий в Минске и за его пределами.

Активно снимать спектакли и концерты в Белтелерадиокомпании начали одновременно с созданием телеканала «Беларусь 3». Кстати, 8 февраля третья кнопка отметит первый серьезный юбилей — десять лет в эфире, напоминает Елена Маньковская:

— Телеверсии спектаклей и концертов — одна из наших самых востребованных форм телевизионных трансляций. При этом ни в коем случае нельзя говорить, что мы пытаемся отвоевать зрителя у театра или филармонии. Наши трансляции — это скорее своеобразная палочка‑выручалочка для тех, кто по разным причинам не может прийти на спектакль или концерт в назначенный день и час.
За годы работы съемочной группе телеканала удалось отладить процесс записи до мелочей. При этом техническая подготовка по‑прежнему остается весьма серьезной. На месте обязательно работает передвижная телевизионная станция (ПТС), которая выезжает из Белтелерадиокомпании за 5 — 6 часов до начала мероприятия. В зале — минимум пять камер, в некоторых случаях их количество увеличивается до десяти. При этом некоторые камеры пишут картинку самостоятельно, без участия операторов.
Также перед записью мы обязательно встречаемся с творческой группой: режиссером, художником по свету, вспомогательным персоналом, чтобы обсудить нюансы, связанные со стыковкой света и картинки. Как правило, есть две крайности: нам либо слишком ярко, либо, наоборот, слишком темно. В этом случае стараемся найти компромисс. С одной стороны, наша работа не должна мешать режиссерскому замыслу. С другой — мы все же должны думать о комфорте телезрителей, — дополняет Елена Маньковская.

Самыми сложными с технической точки зрения Елена называет даже не оперные или балетные спектакли, а (вы удивитесь!) некоторые мероприятия в Большом зале Белгосфилармонии.


— Но, разумеется, концерт концерту рознь. Скажем, были определенные сложности с юбилейным вечером Александра Анисимова, трансляцию которого аудитория «Беларусь 3» увидит в эту субботу. Только представьте: на сцене — все группы Государственного симфонического оркестра, а также артисты Государственного камерного хора, хоровая капелла… Как нам разместить камеры, если на сцене вообще нет свободного пространства? Пришлось искать выход: маэстро пошел на уступки и согласился убрать пульт виолончели.

С похожей ситуацией телевизионщики столкнулись и при записи юбилейного вечера балетмейстера Валентина Елизарьева. По задумке режиссера Анны Моторной артисты хора Большого театра должны были исполнять композицию «О, Фортуна», открывающую вечер, на ведущих к сцене ступеньках. Там же съемочная группа телеканала предполагала разместить и камеры.

— Кое‑как выкрутились: операторы, работавшие по краям сцены, вынуждены были спуститься с камерой в проход к зрителям. Для зрителей на боковых креслах это, безусловно, создало определенные неудобства, но операторы постарались предупредить людей еще до начала представления: мол, мы здесь ненадолго. Как только завершился номер, операторы вернули камеры на боковые ступени. Еще одна сложность возникла с номером «Посвящение» в постановке Игоря Колба, в котором участвовали профессиональные гимнастки. Они выбегали на сцену из партера, и хореограф очень переживал, что девочки могут зацепиться за нашу аппаратуру… Операторы вместе с техникой вынуждены были максимально прижаться к стене. И к счастью, все обошлось, — вспоминает Елена.


К слову, не все номера из юбилейного шоу, посвященного 75‑летию Валентина Елизарьева, войдут в телеверсию. Связано это с вопросами по передаче авторских прав. Так, скажем, Театр балета Бориса Эйфмана передал права только на театральный показ, но не на видео­съемку.

Но переживать телезрителям ни в коем случае не стоит, — успокаивает Елена Маньковская. — В остальном зритель у экрана увидит и услышит все то же самое, что и зритель в партере театра. В эфире «Беларусь 3» концерт вый­дет 4 декабря.
Кроме того, в декабре телеканал порадует всех любителей академической музыки и покажет сразу несколько концертов в Белгосфилармонии. 
18 ноября народный оркестр имени Иосифа Жиновича представит программу — посвящение режиссеру Эльдару Рязанову. В концерте «Музыка кино» к 95‑летию легенды советского кинематографа в исполнении оркестра и его солистов Натальи Брацловской и Анастасии Рачицкой, Игоря Задорожного и Андрея Колосова прозвучат мелодии и песни из фильмов, искренне любимых несколькими поколениями зрителей. Чуть позже, 29 ноября, «Беларусь 3» проведет съемку выступления молодого белорусского пианиста Владислава Хандогого, который исполнит Концерт № 2 соль мажор для фортепиано с оркестром Петра Чайковского в сопровождении симфонического оркестра Нацио­нальной государственной телерадио­компании. А в первом отделении зрителям будут предложены премьерные исполнения концертных увертюр белорусских композиторов. Днем позже съемочная группа будет работать на концерте «Рожденный для музыки» к 80‑летию со дня рождения Муслима Магомаева. Все это музыкальное богатство дадут в эфир «Беларусь 3» в декабре.

Также с февраля на телеканале начнут выходить 7‑минутные ролики к 90‑летию Большого театра. В каждом из десяти таких видео мы покажем работу различных служб и цехов театра: гримерного, костюмерного, бутафорского и других. А в мае на «Беларусь 3» премьера фильма к юбилею Большого. В него войдут в том числе некоторые фрагменты наших 7‑минутных роликов, — анонсирует Елена Маньковская.
В планах телеканала «Беларусь 3» — охватить как можно больше громких премьерных новинок, в том числе в регионах.
leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter