Уставная грамотность

«Белорусы требуют напечатать Третью уставную грамоту БНР», - написано на одном из «независимых» заборов. Ох, уж это неистребимое желание свои собственные хотелки выдавать за «волю народа»! И звонко, и удобно – если что, это ж не я, Настасья, скажем Сигизмундовна, хотела, это ж все белорусы хотели. 

А они не хотели. Потому как - чего ж в открытую дверь ломиться: никто эту «третью грамоту» не прячет, хранится она в Национальном архиве, лежит в открытом доступе, каждый может прочитать. О том, что «25 марта 1918 года в здании Крестьянского поземельного банка на улице Серпуховской (ныне — Володарского), 9 в Минске Рада Белорусской Народной Республики приняла Третью Уставную грамоту, в которой провозглашалась независимость БНР». Ничего, правда, не было в ней сказано, как и чем независимость обеспечить: ведь по Брестскому миру, заключенному 3 марта, «земли к западу от линии Даугавпилс – Пружаны передавались Германии и Австро-Венгрии». Более того, в результате наступления, начавшегося еще до подписания мира, немецкие войска к тому времени уже заняли Минск, Полоцк, Оршу, Речицу, Гомель, Могилев… 

Но у каждого, читающего «третью», естественно возникает вопрос: а о чем же были «первая» со «второй»? Если коротко, то дело было так. В декабре 1917 года в Минске начался Первый всебелорусский съезд, который затем был разогнан большевиками, точно так же, как и спустя месяц – Всероссийское учредительное собрание в Петрограде. Но съезд успел избрать Раду (71 представитель) и Исполком. Так вот, «первая уставная грамота» была о том, что Исполком объявил временной властью уже себя и сформировал правительство – Народный Секретариат (НС). Дана была эта грамота 21 февраля 1918 года - в день, когда поутру в Минск вошли первые немецкие войска. 

Поначалу немцы «не признали белорусского правительства, заняли штаб-квартиру НС, реквизировали его имущество, сбросили со зданий бело-красно-белые флаги». Но потом удалось договориться – и «правительство Воронко занялось на Минщине школами» и вопросами местных администраций. А Исполком 9 марта принял «вторую уставную», в которой объявил Беларусь – БНР, себя – Радой, НС – Президиумом Рады. Объединив «в себе» высшие законодательный и исполнительный орган БНР.

Стороннему взгляду может показаться, что это очень похоже на присвоение власти, с одной стороны, и сотрудничество с оккупантами, с другой. Но пусть в калейдоскопе тех лихих событий, когда на нашей земле поляки сменяли немцев, а ЛитБел – ССРБ, разбираются историки – скрупулезно, с холодной головой, не отвлекаясь на митинги. Белорусам, безусловно, важно знать полную, без умолчаний и лозунгов «на злобу дня», историю своей государственности. А не прочитать пару цитат из типа «запрещенной» и как будто «замалчиваемой» третьей грамоты, да еще и с откровенно тенденциозными комментариями. 

И потом - если уж, как требуют те, кто присвоил себе право писать от имени белорусов, напечатать грамоту в очередной раз, то рядом с ней стоит опубликовать и благодарственную телеграмму германскому кайзеру. Которую ровно через месяц, 25 апреля 1918 года, подписал и направил в Берлин тот же Исполком, теперь уже называвший себя Радой БНР. Который, благодаря Вильгельма II «за освобождение Беларуси немецкими войсками из тяжелого гнета чужого господствующего издевательства и анархии» и заверяя, что «только под защитой Германской империи видит край свою добрую долю в будущем», тоже, похоже, просто присвоил себе право говорить от имени народа. 

mukovoz@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter