Установлено: незаконно привлечены к ответственности. Что дальше?

"Ни я, ни мои дети Григория Шолопыко не знали, с ним никогда не сталкивались. Это мы и сообщили сотрудникам милиции. Тем не менее они взяли у сыновей отпечатки пальцев"

Письмо  в  «Р»  жительницы  деревни  Головачево  Брестского  района  Лидии  Лобасенко:

«У меня семеро сыновей. Андрей родился, когда я была в первом браке, остальные – от второго мужа. Поэтому у детей две фамилии. До выхода на пенсию я работала уборщицей в Бресте на вокзале и стремлюсь к тому, чтобы дети не стали мусором в этой жизни. Чтоб они уважали и соблюдали наши законы. Воспитывала детей в строгости, даже на дискотеки их не пускала, так как знала, что там творится. И мои сыновья, как я считаю, вели себя достойно, к ним до определенного времени не возникало никаких претензий. 

13 мая 2004 года мой старший сын Андрей Лобасенко сорвал на работе спину. Его  отвезли домой, а машину поставили на платную стоянку. Ночью Андрею стало хуже. Он вызвал «скорую», и ему посоветовали обратиться за помощью к целительнице, которая хорошо вправляет позвонки. На следующий день я с двумя сыновьями поехала к целительнице, которая живет от нашей деревни в полутора десятках километров. По дороге заехали в магазин. 

Возле магазина стояли милицейские машины. Я поинтересовалась, что случилось. Выяснилось, что накануне четверо неизвестных проникли в дом жителя деревни Сычи Брестского района Григория Шолопыко. Мужчину избили, отобрали деньги, а потом затолкали в багажник машины. Но она у злоумышленников не завелась, и поэтому была брошена на дороге. Ближе к утру Григория нашли. Его слабый голос услышал местный житель, проходивший мимо брошенной машины. Пленника извлекли из багажника, доставили в больницу, где он и умер от полученных травм. 

Ни я, ни мои дети Григория Шолопыко не знали, с ним никогда не сталкивались. Это мы и сообщили сотрудникам милиции. Тем не менее они взяли у сыновей отпечатки пальцев. Мы не возражали: надо, значит, надо. После этого уехали к целительнице. А когда вернулись от нее, то милиция арестовала Андрея и Станислава. Немало ужасов (каких именно – это отдельный разговор) перенесли мои дети. И не только они. К уголовной ответственности привлекли еще и Анатолия Евтуховича, и Петра Новикова. 

Я начала обивать пороги различных инстанций, стремясь защитить сыновей. Вначале поехала в Брестский РОВД. Просила дежурного пропустить меня к начальнику отдела либо его заместителю. Не пропустили. Тот же результат был и при посещении УВД. И лишь после вмешательства областного управления КГБ меня принял в РОВД следователь. Он мне сказал, что мои дети убийцы, они во всем сознались… 

Можно долго рассказывать, как на протяжении 45 суток я боролась за своих детей, какие испытания при этом перенесла. В том числе и получила инсульт. И все-таки добилась, что детей отпустили на волю. 

Прошу редакцию: опубликуйте мое письмо. Может, найдутся смелые люди, которые заступятся за нашу семью и делом докажут, что мы действительно живем в правовом государстве». 

Комментарий первого заместителя прокурора Брестской области старшего советника юстиции Василия Кителя: 

— Прокуратурой области признано незаконным привлечение к уголовной ответственности Андрея  Лобасенко, Станислава Джура, Анатолия  Евтуховича и Петра Новикова. Они привлекались в качестве обвиняемых по статьям 207 ч. 2 и 147 ч.3 УК Республики Беларусь за разбой в отношении жителя деревни Сычи Брестского района Григория Шолопыко в доме последнего, сопряженный с причинением тяжких телесных повреждений, повлекших по неосторожности смерть потерпевшего. Следователь по особо важным делам УПР УВД Брестского облисполкома М.Четверик, предъявившая им обвинения, привлечена к дисциплинарной ответственности. 

Лица, в действительности совершившие это, а также ряд других преступлений, впоследствии были установлены и осуждены к длительным срокам лишения свободы. 

В прокуратуру области  Лидия Лобасенко обращалась с требованием возместить вред, причиненный незаконными действиями органа уголовного преследования. Ее обращение было направлено в УВД Брестского облисполкома для принятия решения в порядке ст. 462 УПК Республики Беларусь. Тем не менее впоследствии в прокуратуру области поступило очередное обращение Лидии Александровны. Из него следовало, что соответствующее постановление органом уголовного преследования не вынесено. В связи с этим я, на тот момент исполнявший обязанности прокурора области, на основании ст. 38 Закона «О Прокуратуре Республики Беларусь» на имя заместителя  начальника УВД Брестского обл­исполкома – начальника предварительного расследования УВД внес предписание с указанием незамедлительно принять меры по устранению нарушения требований ст. 462 УПК Республики Беларусь и обеспечить вынесение постановлений о признании за вышеназванными лицами права на возмещение вреда, указанного в ст. 460 Уголовно-процессуального кодекса. Согласно предписанию, следователь М. Четверик вынесла такие постановления и направила их четверым бывшим подследственным, разъяснив при этом их права на взыскание компенсации за причиненный моральный вред в денежном выражении в порядке гражданского судопроизводства. Правом на обращение за возмещением вреда обладает не Лидия Лобасенко, а ее сыновья и двое других незаконно привлеченных к уголовной ответственности лиц, которые до настоящего времени свое законное право не реализовали. 

По факту применения недозволенных методов следствия прокуратурой области в апреле 2006 года в отношении сотрудников Брестского РОВД возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 426 УК Республики Беларусь (превышение власти или служебных полномочий). Расследование уголовного дела поручено прокуратуре Московского района г. Бреста. 

В целях недопущения впредь фактов незаконного привлечения граждан к уголовной ответственности и применения в отношении их предусмотренных УПК мер пресечения, в том числе заключения под стражу, как Прокуратурой Республики Беларусь, так и прокуратурой области, вопросы обеспечения соблюдения законности, конституционных прав и свобод граждан обсуждаются на заседаниях коллегий, оперативных совещаниях. С этой целью применятся все предусмотренные действующим законодательством полномочия органов прокуратуры. 

Резюме 

Хочется надеяться, что Василий Китель стал для автора обращения в «Р» именно тем человеком, который  защитил интересы невинно пострадавшей семьи. Правда, еще не все возникшие вопросы  разрешились. Надеемся, что все точки над «i» в этой затянувшейся криминально-правовой истории удастся расставить после окончания расследования уголовного дела, недавно возбужденного в отношении сотрудников Брестского РОВД. Правда, Петр Новиков уже не получит причитающейся ему компенсации (он умер). Обязанность и долг следствия воздать должное тем, кто виноват в незаконном привлечении  невиновных людей к уголовной ответственности. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter