Интервью с главным редактором журнала «Нeман»

Успеть за течением времени

Белорусский журнал «Нeман» был известен на весь Советский Союз, ведь зачастую именно там впервые печатались всемирно известные произведения, которые пристальная цензура не пропускала в изданиях центральных. Сегодня «Нeман» возглавила молодая писательница, недавний лауреат Национальной литературной премии в номинации «Дебют» Юлия Алейченко. На сегодняшний день это самый молодой в истории главный редактор журнала, которым руководили такие мэтры, как Иван Шамякин, Пимен Панченко, Андрей Макаенок, Анатолий Кудравец, Алесь Жук... 


— Когда шли на такую ответственную должность, были мучительные раздумья?

— Были. И далеко не сразу я согласилась. Решиться было нелегко и потому, что до сих пор я была включена в литературу белорусскоязычную, работала в журнале «Полымя», сама пишу на белорусском языке. Потому «Нeман», выходящий на русском, в некотором смысле для меня — терра инкогнита. 

— И все же какие-то особенности вы уже поняли?

— Конечно. Специфика издания в том, что нужно найти баланс между публикациями белорусской литературы в переводе на русский язык, русскоязычной литературой Беларуси и переводами иностранных авторов. Важная наша функция — популяризация белорусской литературы, поскольку «Нeман» и сегодня выписывают и читают за пределами нашей страны. 

— И насколько широко распространяется журнал за границей?

— Он издается на русском языке, поэтому его могут читать все русскоязычные в мире. Есть спрос на наши тематические номера, например, посвященные литературе Казахстана, Туркменистана, Китая. Планируем больше контактировать с московскими авторами. В № 8 был представлен интересный писатель из Москвы Филипп Резников, это одно из имен, которое сейчас на слуху. Филипп выписывает наш журнал и продвигает его в своем литераторском круге. Безусловно, будем продолжать «обменные» номера, когда в какой-то стране посвящают выпуск литературного издания белорусским авторам, а мы публикуем переводы их литераторов. Будем обращать больше внимания на интернет-литературу. 

— Кстати, а как вы планируете интегрировать «Неман» в интернет-пространство?

— Раньше наши номера целиком выкладывались на сайт, но мы отошли от этой практики. Будет выкладываться только содержание, а чтобы прочитать номер, нужно подписаться на электронную версию в формате PDF. Будем развивать сайт и группы в социальных сетях. Может быть, и инстаграм освоим, потому что эта сетка сегодня делается все более популярной, и там появляются лонгриды, а не только фотоснимки.

— Какой вы видите аудиторию журнала «Нeман»?

— Хотелось бы сделать ее более молодой. Первое, с чем я столкнулась, — ориентация на более зрелого читателя. Чтобы это изменить, будем искать актуальные тексты, экспериментаторские. Выходить за пределы литературы — например, делать интервью не только с писателями, но и с популярными режиссерами, композиторами, художниками. Кстати, на обложках журнала мы представляем картины современных художников. Еще у нас развивается интересная рубрика Сollegium musicum, посвященная современной музыкальной культуре. Вообще будем больше работать с авторами.

— В «Нeмане» была хорошая переводческая школа…

— Она осталась. Всемирная литература в нашем журнале всегда представлена очень хорошо. Сохраняем и качество переводов. Отмечу, что переводчики наши работают в основном с языками оригиналов. 

— Какую нишу, на ваш взгляд, может занять «Нeман»? Он должен конкурировать с книгами?

— Почему нет? Ведь издать повесть или роман не всегда получается сразу. Посмотрите, сколько хороших авторов собирают средства на свои книги на краудфандинговых платформах! И в государственных издательствах — очередь… Потому «Неман» выступает хорошей площадкой для публикации и новых оригинальных произведений, и новых переводов. Объемные произведения могут печататься в двух, трех номерах. И читатель, покупая каждый наш выпуск, получает качественное чтение не одного автора, а сразу нескольких, словно приобретает сразу несколько книг, и может следить за актуальным литературным процессом.

— Чем порадуете читателя?

— Новый номер посвящен казахской литературе. Но кроме поэзии, прозы, рассказа о белорусско-казахских связях, читателя ждет экскурс в историю культуры Казахстана. Думаю, знатоков порадует перевод повести Андрея Федаренко «Ксю». По-прежнему очень востребован нон-фикшн, мы опубликуем продолжение дневниковой прозы Виктора Шнипа в переводе Олега Ждана. Там не только закулисье литературного процесса, но и реалии повседневной жизни современных минчан. 

— А какие личные творческие планы?

— В последнее время пишется больше стихов, чем прозы. Еще перевожу с украинского. Чем-то делюсь на своей страничке в Фейсбуке. 

cultura@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter