Собрали эффективные способы тайм‑менеджмента от лайф‑коучей. Проверено: работает!

Успеть за 24 часа

Время — наш главный ресурс. Но правильно ли мы его используем? Неумение распределить дела приводит к тому, что они постоянно накапливаются, свободных минут становится все меньше, а рабочее пространство буквально пестрит цветными стикерами, точь‑в‑точь как в фильме «Брюс Всемогущий». Чтобы таких ситуаций было как можно меньше и вас не пугали горы задач, предлагаем внедрить в свою жизнь эффективные правила тайм‑менеджмента. Расскажем о самых популярных.

Съешь лягушку

Марк Твен однажды сказал: если с утра съесть лягушку, остаток дня будет чудесным благодаря ощущению, что худшее на сегодня уже позади. «Лягушка» — это та обязательная работа, при мысли о которой у нас портится настроение. И ее не надо откладывать, лучше выполнить с самого утра, а несложные задачи передвинуть на послеобеденное время. Ведь что мы ощущаем после успешного завершения сложного дела? Прилив энергии, гордость за то, что справились, чувство, что нам все под силу. 

Просто, но действенно, не правда ли? К подобному выводу мировой эксперт психологии успеха Брайан Трейси пришел больше десяти лет назад, а затем написал книгу. В дополнение к основному тезису он приводит десятки других полезных правил: как занятому человеку с самым напряженным графиком выжать максимум из каждого дня так, чтобы еще осталось время на отдых и семейные заботы.
Брайан Трейси уверен: нам свойственно откладывать 20 процентов самых важных дел, а 80 процентов менее ценных задач мы выполняем с удовольствием. 
Это неправильно. Вы должны твердо противостоять стремлению заняться делами из «нижних» 80 процентов, пока вам есть чем заняться с 20 процентами «верхних», считает он.

ВАЖНО: все задачи распределяем по степени приоритетности. Для этого подойдет техника ­АBCD. Каждый день нужно составлять список задач на завтра. Потом поставить напротив каждого дела букву, обозначающую степень важности.

А то, что нужно выполнить в первую очередь. Например, для журналиста это может быть текст, который выйдет в завтрашнем номере газеты. Для директора предприятия — совещание, где он раздаст задания подчиненным, и т.д. 

B это тоже важно, но не так, как задачи А. К делам из группы B не стоит приступать, пока не сделаны все А‑задачи в списке.

C задачи, которые здорово бы сделать, но если вдруг не получится, то никаких последствий для рабочего процесса не будет. Сюда, например, входят встречи с друзьями на обеде.

D дела, с которыми вам необязательно разбираться самостоятельно. Их можно поручить подчиненному или специалисту из другого отдела, а самому заняться задачами групп А и B.

«Помодоро»

В конце 1980‑х годов италь­янский студент Франческо Чирилло понял, что ему не хватает продуктивности. Он много учился каждый день, но не понимал, куда уходит время. Однажды парень решил проверить, сможет ли концентрироваться на учебе без отвлечений хотя бы десять минут. Нужно было засечь время, а под рукой оказался кухонный таймер в виде помидора. Так появилась техника «Помодоро» — способ планирования времени для увеличения продуктивности.
Идея в том, чтобы трудиться короткими этапами: 25 минут работы, потом пять минут отдыха. Во время перерыва — полная смена деятельности. Такой алгоритм можно повторить четыре раза, то есть «съесть четыре помидора». А потом — длинный перерыв 15—20 минут, чтобы отдохнуть. Из инструментов понадобится только таймер. 
Если завести привычку работать по нему, вы будете знать цену своему времени, работать продуктивнее, натренируете силу воли и предотвратите выгорание.

Естественно, не всем этот способ подойдет. В частности, если:

• у вас плавающий график работы — начинаете и заканчиваете задачи в разное время ­(например, работаете фотографом или менеджером по продажам);

• для начала трудового дня вам нужно долго настраиваться, или, как говорят, войти в состояние потока, что характерно для художников или писателей;

• вы разрабатываете общую задачу в команде.

На случай небольших пауз, которые все равно будут, тоже есть свой лайфхак. Когда нужно прерваться, остановите таймер. А после возвращения запустите его с точки, на которой остановились, продолжайте работу над нерешенной задачей. 

Все просто: задаешь интервалы 25/5 — и вперед. Но простота обманчива. Чтобы метод сработал, нужно иметь четкий список задач на день — как и в предыдущей технике, по приоритетам, без него «Помодоро» не сработает.

Чтобы увеличить продуктивность, есть и следующие рекомендации.

• Отключить интернет. Да, вообще (если, конечно, характер задачи это позволяет). Сюда же относится рекомендация не смотреть YouTube в перерывах на отдых и не заходить в Instagram. Это еще больше напрягает мозг дополнительной информацией, а ведь задача — расслабиться.

• Не слушать музыку фоном. Хотя есть люди, которым знакомая фоновая музыка помогает найти вдохновение, автор настоятельно советует отказаться от нее.

• Не использовать смартфон как таймер. Это опасно, поскольку гаджет — генератор отвлекающих факторов сам по себе: даже когда он просто лежит на столе, все равно цепляет взгляд. Согласны? Ну а если все‑таки хочется использовать смартфон в качестве таймера, добро пожаловать в авиарежим.

По хронотипу

Метод подойдет тем, кто хочет составить для себя идеальный распорядок дня. Кандидат медицинских наук и клинический психолог Майкл Бреус уверен, что всех людей можно разделить на четыре хронотипа. У каждого свое идеальное время для пробуждения, пик продуктивности и режим сна. Остается лишь проанализировать, в какое время вам комфортно начинать день. Зная это и опираясь на исследования автора, легко понять, когда нужно поднажать, а когда трудиться бесполезно. 

Следуем простой схеме. 

«Медведям» комфорт­но просыпаться с 7 до 11 утра, пик продуктивности приходится на период с 11 до 18 часов, а отход ко сну должен быть не позднее 23 часов.

«Львы» могут просыпаться без будильника с 05:30 до 10 утра, наиболее продуктивны с 10 до 17, ­уйти на боковую им лучше до 22:30.

«Волки» очень тяжело встают по утрам, их время с 07:30 до 12, эффективно работают до 20 часов и легко уходят спать в 00:00.

«Дельфины» — люди с беспокойным режимом сна, поэтому даже если они встают с 6 до 10, в этом промежутке могут снова уснуть. Чтобы уснуть к полуночи, им уже с 22:00 лучше не пользоваться гаджетами и не смотреть телевизор. Пик их активности — с 10 до 18 часов.

Если построить свое расписание, опираясь на биоритмы, утверждает автор, результаты в работе станут намного эффективнее.

Три правила самоорганизации

• Устройте за собой слежку. В течение пары дней фиксируйте каждое свое действие, например случайный телефонный разговор, незапланированный шопинг или затянувшийся перерыв на кофе. Это поможет проанализировать, сколько времени вы тратите впустую и главное — на что.

• Говорите о своих планах. Поставив перед собой цель, пускай и не самую значительную, расскажите о ней друзьям. Психологи утверждают, что это дополнительно стимулирует на новые достижения, ведь никто из нас не хочет потерпеть неудачу публично.

• Не пренебрегайте ТПР. Проще говоря, техникой промежуточной радости. Это значит, что после каждой успешно выполненной задачи непременно следует себя чем-то побаловать. Такая уловка послужит дополнительной мотивацией для новых свершений.

nev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter