Влада Казак.
Одиннадцатиклассница Влада Казак занимается в профильном классе, где русский — четыре раза в неделю. Первый этап РТ девушка написала на 61 балл, второй — на 75, дистанционный — на 81. Ее главный совет — выбирать бланочное тестирование, которое по организации полностью дублирует ЦТ. В первую очередь для личного спокойствия. Тогда абитуриент точно будет знать, как проходит процедура, как заполнить бланк с ответами. Несмотря на высокий результат, пока есть время, Влада хочет его улучшить.
Ирина Савкина, учитель-методист русского языка и литературы столичной гимназии № 1 имени Ф. Скорины, в своей ученице не сомневается. Тем более в ее практике был уникальный случай, когда за один учебный год мальчик, имея 5 по русскому языку в первой четверти, в четвертой уже получил 9, а его результаты ЦТ удивили еще больше — 91 балл. Фантастика?! Ирина Георгиевна так не считает:
Ирина Савкина.
— Мотивация — ключ к успеху. Когда говорят, что уровень можно повысить лишь на несколько пунктов, это не совсем так. Главное — все время заниматься. Результаты улучшатся со временем, любой труд будет вознагражден.Учитель знает, о чем говорит, ведь преподает русский уже 34 года. Является лауреатом специального фонда Президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, лауреатом Пушкинского конкурса среди учителей русского языка и литературы стран СНГ и Балтии. Она же автор многочисленных тетрадей-тренажеров.
Педагог успокаивает: нынешним десятиклассникам не стоит опасаться централизованного экзамена:
— Это интересная и объективная форма контроля знаний. В 2004—2005 году была подобная проба, частично приняли принцип единого экзамена по предметам белорусского и русского. Выпускник школы имел право предъявить сертификат с результатами тестирования по языкам вместо выпускного экзамена в школе. Знаете, все прошло прекрасно, мои выпускники подтвердили свои отметки.
Ирина Савкина открывает учебник за пятый класс:
— С пятого по девятый мы изучаем все ярусы русского языка, а в старших повторяем пройденное. Если ребенок не в профильном классе, то язык у него всего лишь один учебный час в неделю, это очень мало. Поэтому ребятам рекомендую посещать факультативные занятия, много заниматься самостоятельно, консультируясь с педагогом в трудных случаях, а задача учителя — структурировать знания учащихся. Русский язык представляет собой несколько ярусов: от фонетики до текста. В каждом ярусе надо отрабатывать разнообразные типы заданий. Для этого составляю специальные карточки, куда включаю задания на повторение. Это из категории «повторяй и не забывай». Предлагаю их на каждом уроке. Например, тему «Фразеологические обороты». У моих учеников есть список из 200 устойчивых выражений. Эффективны для запоминания значений следующие задания: узнай фразеологизм по описанию, сгруппируй по значениям, найди четвертый лишний, подбери к словосочетанию соответствующий. В такой игровой форме материал запоминается легче. А как выучить постановку правильного ударения в словах? Книга Елены Лисовской «Узелки на память» натолкнула на мысль, что можно использовать мнемотехнику. Например, берем два слова — «оптовый» и «фруктовый». Как работают такие пары? В одном из слов, в данном примере «оптовый», мы можем ошибиться с постановкой ударения, а во втором слове нет. Рифмуя такие слова, мы запоминаем трудные случаи в постановке ударений. Предлагаю ребятам самим придумывать такие пары. Этот метод хорош и при изучении словарных слов. И вот вам совет: постоянные тренировки, почти как спортивные.
У ученицы Влады Казак свои фишки для подготовки к ЦТ. Она ведет конспект, где самые сложные моменты оформляет в виде стикеров. Все напоминания наклеивает на первую страницу тетради с теорией — так они всегда под рукой.
Интересно, что многие учителя-предметники каждый год проходят РТ. Ирина Савкина говорит, что ЦТ она не писала, а вот онлайн-тестов выполнила много. Ее самый высокий балл — 100, самый низкий — 91:
— Тест никогда нельзя делать в спешке. Вдумчиво читайте каждое задание. Если выполняли РТ, обязательно изучайте комментарии. Так можно проанализировать свои ошибки. Как бы ни был труден ваш путь сегодня, помните, что дорогу, даже самую тернистую, осилит идущий.РЕКОМЕНДАЦИИ ОТ УЧИТЕЛЯ ИРИНЫ САВКИНОЙ
1 Изучайте тему подробно.
2 Пишите конспект. Форма любая: таблицы, схемы, планы, кластеры. Используйте слуховую, моторную и зрительную виды памяти: проговорите слово, запишите, посмотрите и запомните. Как доказали научные исследования, чтение с бумаги способствует лучшему усвоению информации. Материал, добытый быстрым путем, то есть из интернета, так же быстро и забывается.
3 Тренинги по пройденной теме: тесты ЦТ за прошлые годы, задания онлайн, предлагаемые РИКЗ, тесты, составленные вашим педагогом. Не забывайте потом повторять материал.
4 Занимайтесь в системе. Начните с малого (хотя бы 15 минут в день). Время постепенно увеличивайте.
5 Работая с нормами, составляйте свои словари (акцентологический, фразеологический, морфологических норм, синтаксических норм, толковый), включая в них трудные для вас слова.
6 В конспекте делайте пометки: «важно», «запомнить», «различай», «внимание».
7 Отрабатывайте каждую ошибку, повторяя правило. Можно сделать конспект ошибок. Например, на одном листе тетради переписываем условие задания, где сделали ошибку, затем переворачиваем страницу, снова фиксируем условие, но уже с пояснениями. Таким образом вы можете отрабатывать именно ваши ошибки: на листе без подсказок читаем, выполняем задание, а на обратном листе себя проверяем.
8 Если вы хорошо усвоили правило, а ваш сосед по парте еще не силен в этой теме, объясните ему. Объясняя кому-то, вы еще раз закрепляете правило и проверяете себя.
ПРИМЕР КАРТОЧКИ НА ПОВТОРЕНИЕ
Акцентологическая норма (расставь ударения): амнезия, бармен, без умолку, видение, глашатай, гололедица, дарящий, еретик, жерло, зевота, кичиться, сабо.
Орфографическая норма (вставь пропущенные буквы): пр…имущество, откуда н… возьмись, м…нера, к…либри, лиц…нзия, на ц…почках, н… тюрморт, мать…и..мачеха, ко(р,рр)ектор, (по)одиночке, (в)одиночку, иметь (в)виду, к…рамика, энц…клопедия, м… ценат, пр…паганда.
Фразеологизмы (объясни значение): плыть против течения, идти в гору, каменные джунгли, учинить катавасию, притча во языцех, в бирюльки играть, кисейная барышня, коломенская верста, собаку съесть, ни рыба ни мясо.
Морфемный разбор (выполни разбор по составу): догонят, возбудитель, взморье, построже, наполнял, поющий, розыск, во-первых, приветлив, газифицировать.
Словообразовательный разбор: МГУ, подогрев, подраздел, старомодный, белеться, обдумать, птицелов, ход, покрывающий, северо-западный.
azanovich@sb.by