Опытный педагог рассказывает, как эффективно подготовиться к ЦТ по русскому языку

Успешный тест-драйв

Для абитуриентов в этом году новаций в плане экзаменов нет, но уже в 2023-м всех ждет новый формат в виде единого экзамена. Предполагается, что он будет проходить как знакомое многим централизованное тестирование. Так что мы решили поддержать как нынешних (да-да, у вас еще есть время), так и будущих выпускников и создать отдельную рубрику «Поступай правильно!». В ней одни из лучших педагогов страны дадут свои рекомендации, как подготовиться к ЦТ. По сути, вы найдете готовый пошаговый алгоритм в духе «бери, делай, получай результат». А советы будут ценны не только для школьников, но и для учителей и родителей. Сегодня по плану — русский язык.

Влада Казак.

Одиннадцатиклассница ­Влада Ка­зак занимается в профильном классе, где русский — четыре раза в неделю. Первый этап РТ девушка написала на 61 балл, второй — на 75, дистанционный — на 81. Ее главный совет — выбирать бланочное тестирование, которое по организации полностью дублирует ЦТ. В первую очередь для личного спокойствия. Тогда абитуриент точно будет знать, как проходит процедура, как заполнить бланк с ответами. Несмотря на высокий результат, пока есть время, Влада хочет его улучшить. 

Ирина Савкина, учитель-методист русского языка и литературы столичной гимназии № 1 имени Ф. Скорины, в своей ученице не сомневается. Тем более в ее практике был уникальный случай, когда за один учебный год мальчик, имея 5 по русскому языку в первой четверти, в четвертой уже получил 9, а его результаты ЦТ удивили еще больше — 91 балл. Фантастика?! Ирина Георгиевна так не считает: 

Ирина Савкина.
— Мотивация — ключ к успеху. Когда говорят, что уровень можно повысить лишь на несколько пунктов, это не совсем так. Главное — все время заниматься. Результаты улучшатся со временем, любой труд будет вознагражден. 
Учитель знает, о чем говорит, ведь преподает русский уже 34 года. Является лауреатом специального фонда Президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, лауреатом Пушкинского конкурса среди учителей русского языка и литературы стран СНГ и Балтии. Она же автор многочисленных тетрадей-тренажеров.

Педагог успокаивает: нынешним десятиклассникам не стоит опасаться централизованного экзамена:

— Это интересная и объективная форма контроля знаний. В 2004—2005 году была подобная проба, частично приняли принцип единого экзамена по предметам белорусского и русского. Выпускник школы имел право предъявить сертификат с результатами тестирования по языкам вместо выпускного экзамена в школе. Знаете, все прошло прекрасно, мои выпускники подтвердили свои отметки.

Ирина Савкина открывает учебник за пятый класс:

— С пятого по девятый мы изучаем все ярусы русского языка, а в старших повторяем пройденное. Если ребенок не в профильном классе, то язык у него всего лишь один учебный час в неделю, это очень мало. Поэтому ребятам рекомендую посещать факультативные занятия, много заниматься самостоятельно, консультируясь с педагогом в трудных случаях, а задача учителя — структурировать знания учащихся. Русский язык представляет собой несколько ярусов: от фонетики до текста. В каждом ярусе надо отрабатывать разнообразные типы заданий. Для этого составляю специальные карточки, куда включаю задания на повторение. Это из категории «повторяй и не забывай». Предлагаю их на каждом уроке. Например, тему «Фразеологические обороты». У моих учеников есть список из 200 устойчивых выражений. Эффективны для запоминания значений следующие задания: узнай фразеологизм по описанию, сгруппируй по значениям, найди четвертый лишний, подбери к словосочетанию соответствующий. В такой игровой форме материал запоминается легче. А как выучить постановку правильного ударения в словах? Книга Елены Лисовской «Узелки на память» натолкнула на мысль, что можно использовать мнемотехнику. Например, берем два слова — «оптовый» и «фруктовый». Как работают такие пары? В одном из слов, в данном примере «оптовый», мы можем ошибиться с постановкой ударения, а во втором слове нет. Рифмуя такие слова, мы запоминаем трудные случаи в постановке ударений. Предлагаю ребятам самим придумывать такие пары. Этот метод хорош и при изучении словарных слов. И вот вам совет: постоянные тренировки, почти как спортивные.

У ученицы Влады Казак свои фишки для подготовки к ЦТ. Она ведет конспект, где самые сложные моменты оформляет в виде стикеров. Все напоминания наклеивает на первую страницу тетради с теорией — так они всегда под рукой.

Интересно, что многие учителя-предметники каждый год проходят РТ. Ирина Савкина говорит, что ЦТ она не писала, а вот онлайн-тестов выполнила много. Ее самый высокий балл — 100, самый низкий — 91: 
— Тест никогда нельзя делать в спешке. Вдумчиво читайте каждое задание. Если выполняли РТ, обязательно изучайте комментарии. Так можно про­анализировать свои ошибки. Как бы ни был труден ваш путь сегодня, помните, что дорогу, даже самую тернистую, осилит идущий.
РЕКОМЕНДАЦИИ ОТ УЧИТЕЛЯ ИРИНЫ САВКИНОЙ

1 Изучайте тему подробно.

2 Пишите конспект. Форма любая: таблицы, схемы, планы, кластеры. Используйте слуховую, моторную и зрительную виды памяти: проговорите слово, запишите, посмотрите и запомните. Как доказали научные исследования, чтение с бумаги способствует лучшему усвоению информации. Материал, добытый быстрым путем, то есть из интернета, так же быстро и забывается. 

3 Тренинги по пройденной теме: тесты ЦТ за прошлые годы, задания онлайн, предлагаемые ­РИКЗ, тесты, составленные вашим педагогом. Не забывайте потом повторять материал.

4 Занимайтесь в системе. Начните с малого (хотя бы 15 минут в день). Время постепенно увеличивайте.

5 Работая с нормами, составляйте свои словари (акцентологический, фразеологический, морфологических норм, синтаксических норм, толковый), включая в них трудные для вас слова.

6 В конспекте делайте пометки: «важно», «запомнить», «различай», «внимание». 

7 Отрабатывайте каждую ошибку, повторяя правило. Можно сделать конспект ошибок. Например, на одном листе тетради переписываем условие задания, где сделали ошибку, затем переворачиваем страницу, снова фиксируем условие, но уже с пояснениями. Таким образом вы можете отрабатывать именно ваши ошибки: на листе без подсказок читаем, выполняем задание, а на обратном листе себя проверяем.

8 Если вы хорошо усвоили правило, а ваш сосед по парте еще не силен в этой теме, объясните ему. Объясняя кому-то, вы еще раз закрепляете правило и проверяете себя.

ПРИМЕР КАРТОЧКИ НА ПОВТОРЕНИЕ

Акцентологическая норма (расставь ударения): амнезия, бармен, без умолку, видение, глашатай, гололедица, дарящий, еретик, жерло, зевота, кичиться, сабо.

Орфографическая норма (вставь пропущенные буквы): пр…имущество, откуда н… возьмись, м…нера, к…либри, лиц…нзия, на ц…почках, н… тюрморт, мать…и..мачеха, ко(р,рр)ектор, (по)одиночке, (в)одиночку, иметь (в)виду, к…рамика, энц…клопедия, м… ценат, пр…паганда.

Фразеологизмы (объясни значение): плыть против течения, идти в гору, каменные джунгли, учинить катавасию, притча во языцех, в бирюльки играть, кисейная барышня, коломенская верста, собаку съесть, ни рыба ни мясо.

Морфемный разбор (выполни разбор по составу): догонят, возбудитель, взморье, построже, наполнял, поющий, розыск, во-первых, приветлив, газифицировать.

Словообразовательный разбор: МГУ, подогрев, подраздел, старомодный, белеться, обдумать, птицелов, ход, покрывающий, северо-западный.

azanovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter