В 2015 году ВВП России может снизиться на 3—5 процентов

Успешный экспорт начинается не со склада

СЕГОДНЯ мало кто сомневается, что всем известные российские проблемы будут еще сильнее сказываться на экономике Беларуси. Причем в ближайшее время улучшения ситуации ждать не приходится. Согласно разным оценкам российского правительства, в 2015 году ВВП России может снизиться на 3—5 процентов. При таком сценарии спрос на белорусские товары на основном рынке сбыта будет проседать и дальше. Вот и Премьер-министр Андрей Кобяков заявил недавно, что надеяться исключительно на рынок Российской Федерации, где, кстати, мы потеряли на экспортных поставках 900 миллионов долларов, не приходится. Экономическое развитие страны, а это особо подчеркивалось, будет зависеть именно от диверсификации экспорта.

Прийти к уровню внешних продаж в пять миллиардов долларов в страны Латинской Америки, Северной Африки, Индонезию, Индию и Китай — такая задача стоит сегодня перед нашими экспортерами. То есть сегодняшний экспорт нужно увеличивать в 2,5 раза. Трудно? Очень. Возможно? Да, при скрупулезном учете многих факторов и составляющих. Начиная от того, как выйти на новые рынки, сколько стоит успешный на них вход, и заканчивается тем, в какие сроки можно достичь результатов и как эффективно отстаивать свои интересы в новом регионе.

И, судя по тому, что многие белорусские компании расширяют географию поставок, своего рода разворот на экспортном марше имеет место быть. По данным Белстата, в прошлом году доходы от поставок продукции в Бразилию составили  почти 710 миллионов долларов, в Венесуэлу — 99,7 миллиона, в Индию — 215,1, Индонезию — 190,9, Китай — 641,5. Всего в эти страны экспортировано продукции на 1 миллиард 857 миллионов долларов. Уганда пополнила список стран, куда в прошлом году поставлялись белорусские товары. Уганда – ясно, что здесь объемы пока более чем скромные, но лиха беда начало. Наиболее динамично росли обороты продаж в Катар, Коста-Рику, Сирию, Черногорию. А в Аргентину, Египет и Ирландию экспорт вырос в разы.  

Конечно, универсальной экспортной политики нет, очень многое здесь зависит от способностей, предпринимательского чутья самих производителей. Да и механически переместить товар за границу — это еще не экспорт. А вот когда деньги пришли, когда влились они в финансовую систему страны — тогда да. Здесь ведь тоже, судя по сегодняшней дебиторке наших производителей, если не конь, то уж жеребенок точно не валялся. 

Новые рынки ищем не мы одни, озабочены проблемой все. В том числе и европейские страны, пострадавшие от российского эмбарго. Например, Литва просит шведов помочь с экспортом «молочки» в третьи страны. В поисках выхода  и латвийский экспорт, очень пристально глядящий в сторону Китая.

Но и наши сельхозпроизводители не спят в шапку. Китай — это наш стратегический партнер, надежнейший и проверенный союзник. И это страна, которая еще в 2009 году стала мировым лидером по экспорту всех видов потребительских товаров. А в прошлом году США впервые уступили Поднебесной звание первой экономики мира, чей ВВП превысил 17,6 триллиона долларов. И вот эта суперэкономика совсем не против, чтобы наши аграрии частично компенсировали имеющий здесь место быть дефицит молочного белка своей экологической продукцией класса премиум, с высокой добавленной стоимостью. В итоге четырнадцать наших предприятий начинают поставки на поистине необъятный рынок. Начальный объем, а это примерно 200 тысяч тонн «молочки», пока невелик, он будет, конечно, расти. Но уже сегодня дорогого стоит то, что наши производители обошли на экспортном вираже крупнейших производителей Австралии и Новой Зеландии, стран Латинской Америки и Евросоюза. 

Этот факт, успехи других наших экспортеров говорят об одном: побеждает не тот, кто плачется и жалуется на трудности, а тот, кто их преодолевает. Не тот, кто думает, кому и на любых условиях впарить ржавеющую на переполненном складе железку, а тот, кто сначала заключает договор на поставку продукции и только потом покупает под нее комплектующие, оборудование и прочее. 

Конечно, чтобы выйти на новый рынок, мы должны предложить новую или более качественную, конкурентоспособную продукцию, чем та, которая уже представлена в регионе. Но прежде надо бы в корне изменить подходы к экспорту. Сначала искать эти рынки, а потом производить. 

germanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter