Успешный экспорт начинается не со склада

В 2015 году ВВП России может снизиться на 3—5 процентов

СЕГОДНЯ мало кто сомневается, что всем известные российские проблемы будут еще сильнее сказываться на экономике Беларуси. Причем в ближайшее время улучшения ситуации ждать не приходится. Согласно разным оценкам российского правительства, в 2015 году ВВП России может снизиться на 3—5 процентов. При таком сценарии спрос на белорусские товары на основном рынке сбыта будет проседать и дальше. Вот и Премьер-министр Андрей Кобяков заявил недавно, что надеяться исключительно на рынок Российской Федерации, где, кстати, мы потеряли на экспортных поставках 900 миллионов долларов, не приходится. Экономическое развитие страны, а это особо подчеркивалось, будет зависеть именно от диверсификации экспорта.

Прийти к уровню внешних продаж в пять миллиардов долларов в страны Латинской Америки, Северной Африки, Индонезию, Индию и Китай — такая задача стоит сегодня перед нашими экспортерами. То есть сегодняшний экспорт нужно увеличивать в 2,5 раза. Трудно? Очень. Возможно? Да, при скрупулезном учете многих факторов и составляющих. Начиная от того, как выйти на новые рынки, сколько стоит успешный на них вход, и заканчивается тем, в какие сроки можно достичь результатов и как эффективно отстаивать свои интересы в новом регионе.

И, судя по тому, что многие белорусские компании расширяют географию поставок, своего рода разворот на экспортном марше имеет место быть. По данным Белстата, в прошлом году доходы от поставок продукции в Бразилию составили  почти 710 миллионов долларов, в Венесуэлу — 99,7 миллиона, в Индию — 215,1, Индонезию — 190,9, Китай — 641,5. Всего в эти страны экспортировано продукции на 1 миллиард 857 миллионов долларов. Уганда пополнила список стран, куда в прошлом году поставлялись белорусские товары. Уганда – ясно, что здесь объемы пока более чем скромные, но лиха беда начало. Наиболее динамично росли обороты продаж в Катар, Коста-Рику, Сирию, Черногорию. А в Аргентину, Египет и Ирландию экспорт вырос в разы.  

Конечно, универсальной экспортной политики нет, очень многое здесь зависит от способностей, предпринимательского чутья самих производителей. Да и механически переместить товар за границу — это еще не экспорт. А вот когда деньги пришли, когда влились они в финансовую систему страны — тогда да. Здесь ведь тоже, судя по сегодняшней дебиторке наших производителей, если не конь, то уж жеребенок точно не валялся. 

Новые рынки ищем не мы одни, озабочены проблемой все. В том числе и европейские страны, пострадавшие от российского эмбарго. Например, Литва просит шведов помочь с экспортом «молочки» в третьи страны. В поисках выхода  и латвийский экспорт, очень пристально глядящий в сторону Китая.

Но и наши сельхозпроизводители не спят в шапку. Китай — это наш стратегический партнер, надежнейший и проверенный союзник. И это страна, которая еще в 2009 году стала мировым лидером по экспорту всех видов потребительских товаров. А в прошлом году США впервые уступили Поднебесной звание первой экономики мира, чей ВВП превысил 17,6 триллиона долларов. И вот эта суперэкономика совсем не против, чтобы наши аграрии частично компенсировали имеющий здесь место быть дефицит молочного белка своей экологической продукцией класса премиум, с высокой добавленной стоимостью. В итоге четырнадцать наших предприятий начинают поставки на поистине необъятный рынок. Начальный объем, а это примерно 200 тысяч тонн «молочки», пока невелик, он будет, конечно, расти. Но уже сегодня дорогого стоит то, что наши производители обошли на экспортном вираже крупнейших производителей Австралии и Новой Зеландии, стран Латинской Америки и Евросоюза. 

Этот факт, успехи других наших экспортеров говорят об одном: побеждает не тот, кто плачется и жалуется на трудности, а тот, кто их преодолевает. Не тот, кто думает, кому и на любых условиях впарить ржавеющую на переполненном складе железку, а тот, кто сначала заключает договор на поставку продукции и только потом покупает под нее комплектующие, оборудование и прочее. 

Конечно, чтобы выйти на новый рынок, мы должны предложить новую или более качественную, конкурентоспособную продукцию, чем та, которая уже представлена в регионе. Но прежде надо бы в корне изменить подходы к экспорту. Сначала искать эти рынки, а потом производить. 

germanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости