Народный календарь и традиции: 24–30 августа 2020 года

Успенне — цi гатова насенне?

28 августа — Успение Пресвятой Богородицы. Этот церковный праздник отмечается как день памяти завершения ее жизненного пути. Вечный сон в народе называли «Спленне», «Прачыстая», «Спажа», «Зельная». К этому времени созревают все земные плоды, а самое главное — хлеб. Этот день был настоящим праздником, подводящим итог всех трудов «селянiна». Не зря говорили: «Свята Прачыстая — поле чыстае, урачыстае».


Вся природа от расцвета и буйного роста подходила к успокоению. С особой «павагай» говорили про новый хлеб: «Прачыстая прынясе хлеба чыстага». В этот день в церковь несли освящать главное богатство — хлеб. Принесенное из церкви зерно перемешивали с другим и оставляли до следующего сева, чтобы новое «збожжа» было таким же добрым.

На Полесье на Зельную — так там называли этот праздник — в церкви освящали еще и все «зелле». Заметим, что в прежние времена «зеллем» называли не съедобные травы и коренья, а овощи. На территории центральной Минщины для борьбы с сорняками существовал такой обычай: осот, который растет на поле, выкапывали с корнем и несли освящать в церковь. Затем его снова сажали в землю. Считали, что после этих действий «пустазелле» расти больше не будет. В южных регионах уже копали картошку, что нашло свое отражение в поговорке — «Спленне — цягнi бульбу за карэнне».

«Дбайныя гаспадары» успевали к Успению не только убрать хлеб, но и начать вспахивать поле, вести подготовку к севу озимых.

Приближающаяся осень давала знать о себе прохладным «подыхам», и потому говорили: «Успенне — цi гатова насенне?» Снова готовились к большой работе.

29 августа — Третий Спас. Его называют Спас на полотне, Спас Ореховый. Церковь в этот день отмечает перенесение Нерукотворного образа Иисуса Христа в Константинополь. История создания образа такова: болевший проказой правитель Едессы послал художника с поручением написать образ Христа. Большая толпа людей не позволяла художнику даже приблизиться к Иисусу. Тогда Христос попросил воды, умывшись, отер лицо полотном, на котором и запечатлелся Его Лик. Так ознаменовался Спас на Полотне. По сути, это был первый прижизненный «портрет» Христа или же прижизненная икона.
На Ореховый Спас нельзя отказывать в помощи тем, кто в ней нуждается. Принято угощать сирот, бедных, больных и бездомных.
К этому времени созревает лесной орех, «ляшчынка». Потому у этого праздника есть еще название — Спас Ореховый. В старину считали, что ореховый куст с его сильными и упругими ветками способен отгонять нечистую силу. Именно поэтому, замечали наши предки, в него никогда не ударяла молния.

По легенде, когда‑то Христос срезал ветку орешника для посоха во время прогулки. Взмолился ореховый куст, дескать, и так невелик, а еще и срезают. Христос ответил, что с этих самых пор на месте срезанного гибкого прута очень быстро будет вырастать новый. Считается, что это растение соединяет землю с небом, символизирует плодородие и плодовитость. На нем очень часто родятся сдвоенные орехи — «спарышы». Наши предки верили, что они приносят счастье. Их дарили девушкам на Рождество на счастливое и скорое замужество. На орехах гадали: взяв горсть, считали. Если количество было четным, то это обещало скорую свадьбу.

Загадочность этого куста‑деревца еще связана с отсутствием на нем цветения. По поверьям, орешник цветет так же, как и папоротник, только ночью на Благовещение или в Чистый четверг. Тому, кто сорвет и сохранит этот цветок, откроются такие же «зачараваныя скарбы» в ночь на Ивана Купалу.

В народе говорили, что урожай орехов особым образом связан с ветром. Так, ветер на Рождество или на Новый год обещает множество орехов летом. К слову, орехи в прежние времена были главным лакомством для детей, тем более что они сами и были главными сборщиками «ляшчынкi».

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter