Мария Кравцова потеряла слух в детстве, но это не помешало ей получить два высших образования

Успех зависит от упорства

Актеры, ученые, юристы… Есть примеры, когда слабослышащие и даже совсем глухие люди становятся успешными в самых разных профессиях. 29-летняя Мария Кравцова из Молодечно — библиотекарь. Потеряла слух в раннем детстве, но это не помешало ей получить высшее образование и найти себя в обществе слышащих людей.


Звуковые колебания

В восемь месяцев Мария переболела корью. После этого родители и начали замечать у нее проблемы со слухом.

— Казалось, она просто смотрит, но ничего не понимает и молчит, — вспоминает мама Маши Наталья Франтишковна. — А в полтора года в Республиканском научно-практическом центре оториноларингологии поставили диагноз: двусторонняя тугоухость 3—4-й степени. То есть практически глухота. Конечно, был шок. Прийти в себя помогли слова врача: «Главное — интеллект в норме и руки, ноги на месте. А в остальном все будет хорошо».

Так и вышло. Наталья Франтишковна дает номер телефона дочери и просит писать ей на Viber. Таким образом мы и начинаем знакомство.


Читаю сообщения от Маши. Звуки она слышит только при помощи слуховых аппаратов. Однако школу оканчивала общеобразовательную — наравне со слышащими детьми. Средний балл аттестата 7,8. Помимо обычных уроков, регулярно занималась c логопедом и сурдопедагогом. А дома — с родителями, тоже, кстати, врачами. Было сложно, но она справилась. Одно время, признается, думала даже о профессии программиста. И все же, взвесив все «за» и «против», выбрала факультет информационно-документных коммуникаций в БГУКИ.

— ЦТ сдавала на общих основаниях. Для поступления баллов хватило с запасом, — хоть Маша и была единственной на курсе студенткой с нарушением слуха, говорит, скидок преподаватели ей не делали. — Была как все. Только лекции по некоторым предметам (если не было учебников) просила в электронном виде. Иногда брала конспекты у однокурсниц. А чаще записывала на диктофон: дома мама помогала — прослушивала записи и печатала текст для меня на компьютере.

— Можно сказать, я тоже выучилась на библиотекаря, — шутит уже Наталья Франтишковна.

Снимаем маски

В библиотеке семейного чтения «Верасок» в Молодечно, где Мария сейчас работает, и договариваемся о встрече. Первая неловкость в общении исчезает, когда девушка предлагает мне снять защитную маску. Объясняет: слуховые аппараты помогают ей слышать звук как фон. А чтобы понимать речь, читает по губам.



— Поэтому сейчас, когда у всех лица закрыты, стало сложнее понимать людей, — речь у собеседницы правильная, но к произношению нужно прислушиваться.

На работе Маша занимается подготовкой документации, списанием книг, выезжает на район для проверки комплектации фондов в других библиотеках. Помогала и с украшением залов к Новому году. Вырезала вытинанки на окна.

— Профессия нравится, но я открыта для всего нового.

Как по нотам

Интересно, что у Маши есть и второе высшее образование — психолога. Это помогает ей совершенствовать навыки общения с людьми. А еще она изучала 3D-моделирование, ходила на курсы английского языка, получила водительские права.



— А читать любите? — оборачиваюсь на полки с книгами.

— Мама рассказывала, что читать я научилась еще в 4 года и читала все подряд, от корки до корки. Особенно газеты. А сейчас предпочитаю литературу по IT, интересуюсь процессом создания сайтов, чтобы иметь возможность работать удаленно. Можно сказать, я вечный студент.

Собеседница улыбается и добавляет — не чувствует к себе какого-то предвзятого или негативного отношения окружающих. Чаще люди идут навстречу.



— Единственное, не всегда сразу понимаю, что говорят.

Способность читать по губам во многом зависит от артикуляции собеседников. Это называется слухозрительное восприятие речи, тогда как у обычных людей оно просто слуховое.

Лишь несколько раз за время беседы Маша просит повторить вопрос и говорить чуть медленнее. А когда я не понимаю произношение, выручает «разговорный блокнот» — она просто записывает слова на бумаге. Это обычная практика.


Но самое большое удивление ждет меня впереди, когда девушка невзначай рассказывает, что недавно начала осваивать игру на… пианино. Оказывается, инструмент появился в семье, еще когда Маше было 10 лет — родители подарили. Мол, музыка помогает развивать слух. Но тогда вдвоем с младшим братом — к слову, слышащим — они немного позанимались и забросили.

— А теперь вот решила заново попробовать. Посмотрим, что из этого выйдет. Пытаюсь играть по нотам, а мама слушает и поправляет, если я ошибаюсь. Основная проблема в темпе. Но, кажется, начинает получаться…

Главное — терпение

В семье Кравцовых не скрывают, когда-то болезнь дочери перевернула всю их жизнь. А Наталья Франтишковна и сегодня оказывает помощь пациентам с нарушением слуха. По образованию педиатр, она прошла переподготовку и уже более 20 лет работает в Молодечненской детской больнице врачом-аудиологом. А также возглавляет в городе Общественное объединение матерей детей-инвалидов «Камертон». Отмечает: тяжелую степень тугоухости (практически глухоту) в районе ежегодно диагностируют у 3—4 малышей.

— Скрининг нарушений слуха сегодня проводят даже новорожденным в роддомах. И если есть проблемы, государство оказывает помощь. Так, например, слабослышащим детям каждые два года бесплатно выдают слуховые аппараты. По показаниям предлагают операцию по установке кохлеарного импланта — тоже бесплатно. Но родители должны понимать, что все это не научит ребенка сразу слышать и говорить. С ним нужно постоянно заниматься, ставить каждый звук, объяснять каждое слово.



У нас дома, например, первые годы буквально на всем были таблички. На телевизоре, одежде, посуде. Даже на мне — «мама». Так Маша училась читать — зрительно запоминая слова целиком.

Главное, на что Наталья Кравцова обращает внимание, — нужно набраться терпения и повторять занятия. И конечно — не пускать проблему на самотек. Ведь, к сожалению, и сегодня бывают ситуации, когда в школу приходят шестилетки, которые совсем не умеют говорить. Произносят только отдельные звуки. А родители пожимают плечами, мол, и не думали, что это может быть связано с нарушением слуха.


ЦИФРА

По статистике, каждый девятый человек в мире страдает нарушениями слуха.

Слуховая тренировка

Из библиотеки направляюсь в СШ № 11 — ту самую, которую окончила Мария Кравцова. Уже 23-й год тут работает педагог—дефектолог Наталья Лебецкая, которая и приняла первый в Молодечно интегрированный класс для детей с нарушением слуха. Сразу обозначает главную проблему: нельзя просто привести таких детей в общеобразовательную школу и посадить за парту. И дело не в интеллекте — в большинстве случаев он нормальный. Проблемы чаще возникают из-за недостаточного уровня развития речи и слуха. В некоторых случаях, даже начав обучение в обычных школах, дети вынуждены переходить в специализированные.

— Нужно, чтобы специалисты начинали заниматься с такими детками еще в дошкольном возрасте. Опираясь на остатки их слуха. И не просто логопеды, которые ставят звуки слышащим малышам, а именно сурдопедагоги. Тут важно знать методику развития слухового восприятия, понимать, как научить ребенка слушать и слышать речь, разобраться с грамматикой. Иначе они так и будут говорить «мама купил», «красный яблоко» и так далее, — выпускница отделения сурдопедагогики БГПУ объясняет, что дети с нарушением слуха изучают родной язык фактически как иностранный.

Большое дело и слуховая тренировка. Когда ребенок постоянно слышит одни и те же слова, то начинает их быстрее улавливать — а кажется, что он лучше слышит. Все буквы алфавита детям показывают просто на пальцах. Речь не про язык жестов (его при обучении слабослышащих детей не применяют), а про дактилологию. С ее помощью можно, например, показать чью-то фамилию или название города, «продиктовать» незнакомое слово.

— Самая большая сложность — научить говорить ребенка, который пропустил возрастные этапы формирования речи, — педагог подчеркивает: в школе наверстать все то, что ребенок должен был выучить еще в детском саду, очень тяжело. — Чтобы усваивать школьные знания, нужна речь. Родители должны это понимать.

Сейчас в молодечненской СШ № 11 обучаются семь детей с нарушением слуха: трое с кохлеарными имплантами — в обычных классах (дополнительно они получают только помощь логопеда) и четверо — в интегрированных. Один выпускник в этом году планирует поступать на программиста.

dekola@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter