Доктор, краевед и писатель Виктор Улютенко заботится о наследии Шумилинского края

Услышать пульс родника

Энтузиаст восстанавливает святую криницу «Пятинка», которой хотят придать статус историко-культурного наследия Беларуси, и мечтает о музее валунов

Виктор Улютенко мечтает о создании в Горках музея, а скорее, туристического комплекса валунов Поозерья. Экспонатов хватает! Только в Шумилинском районе под охраной находится восемь природных исполинов

Сердце нараспашку 

Виктор Улютенко — коренной шумилинец. Родные места покидал ненадолго: сперва, когда учился в Полоцком медучилище, а затем в Витебском мединституте. Профессиональный путь начинал в глубинке — в поселке Дрисвяты, что на самой границе Браславского района с Литвой. Там, будучи молодым специалистом, фельдшером, фактически исполнял обязанности врача. Был единственным доктором на десятки километров вокруг. После института попросил о распределении в Шумилино. Хороший диплом и здоровые амбиции помогли возглавить горпоселковую больницу на окраине райцентра. Была и клиническая ординатура на кафедре инфекционных болезней, после которой доктор Улютенко вернулся уже в Шумилинскую ЦРБ. Больше 20 лет трудился там кардиологом и заведующим отделением терапии. И по сей день остается в строю, сейчас он — врач кабинета функциональный диагностики. Девять лет как на пенсии, замечает Виктор Васильевич:

— Но работа до сих пор в удовольствие. Рад, что мои знания нужны, что могу помогать. А еще считаю, что мне очень повезло с опытной медсестрой — Евгенией Хлебновой. 

У самого Виктора Улютенко богатый опыт в ЭКГ. Кардиограмма для него — открытая книга, которая порой все же преподносит сюрпризы, считает собеседник:

— Для примера, работник сельхозпредприятия беспокоится: «Что-то жмет в груди. Гляньте быстрее, а то нужно назад, в поле». Смотришь, а это — инфаркт. Из кабинета пациента просто так уже никто не отпустит. На каталке его везут прямиком в реанимацию. Из моей бытности терапевтом в память врезался еще эпизод. Поздний вечер, тусклый свет приемного покоя, и молодой мужчина с температурой 39 градусов. Оказалось, у него нагноение почки, еще немного — и было бы заражение крови. Верный и достаточно редкий диагноз я поставил влет, будто сам себе удивившись. Опыт? Возможно. Судьба? Безусловно.

От чистого истока 

Став медиком, Виктор Улютенко исполнил мечту мамы, правда, видевшей его зубным врачом. Выбор сына одобрил и вечно занятой, но старавшийся уделять время семье отец — Василий Улютенко был председателем местного колхоза «Новый свет», затем — сотрудником милиции.

— Мои предки были зажиточными трудолюбивыми людьми. Жили в деревне Козаногово, до революции растили лен. Василий Улютенко во время Великой Отечественной был командиром диверсионно-разведывательного взвода бригады имени Короткина, имел боевые награды.

Многому, говорит Виктор Васильевич, его научила бабушка Мария Ильинична. И прежде всего — любить свою землю. Неудивительно, что он вырос и решил внести вклад в восстановление культурной и духовной достопримечательности края — святой криницы «Пятинка». Названную в честь одноименного храмового комплекса, ее хотят внести в список историко-культурных ценностей Беларуси. В километре от Козаногово в XIX веке действовали два православных храма с источником, который носил имя святой великомученицы Параскевы, нареченной Пятницей. Источник считали чудотворным, рассказывает Виктор Улютенко. А в 1932 году храмовой комплекс снесли, криницу засыпали.

Виктору Улютенко удалось отыскать ее только в 1989 году. С помощью нескольких таких, как сам, энтузиастов курган, под которым похоронили «Пятинку», убрали:

— Из колодца, в котором когда-то бил родник, один за другим доставали кирпичи… Через год голос «Пятинки» снова зазвучал. 

Криница все еще нуждается в заботе. Чтобы ее вода была, как прежде, кристально чистой, нужен отток. Без траншеи, проложенной по болоту, и финансовой поддержки для этого не обойтись. 

Камни говорят

Услышав историю «Пятинки», не удивляешься, что творческий псевдоним Виктора Улютенко Антон Параскевин. Да-да, земский доктор не только краевед, но еще талантливый вдумчивый писатель. В его копилке восемь изданных книг. Среди них — «Светлозур», «Августовская купель», «Месяцеслов благословенный»… Семилетним мальчишкой он собирал с бабушкой ягоды на болоте. Сильная гроза застала нас ­врасплох, вспоминает собеседник:

— Бабуля тихонько молилась. Навсегда запомнил слова: «Уноси ты, ветер, тучу градовую; сбереги нам, Боже, ниву трудовую». Пораженный, я спросил: «Это молитва?» — «Это стихотворение, в деревне все так молятся в грозу», — ответила она.

Самый большой валун Беларуси «Великий Камень» находится у деревни Горки Добрейского сельсовета. Длина — одиннадцать метров, высота около трех, а вес более 290 тонн!
АРХИВНОЕ ФОТО

Позже Виктор Улютенко узнал, что это были стихи русской поэтессы Юлии Жадовской. Именно ее пронзительные строчки стали искрой, распалившей у шумилинца любовь и чуткость к красоте слова. Одна из самых удивительных работ Виктора Васильевича — «каменная» трилогия. «Камни говорят», «Камнецвет не увядает» и «Валуны родной сторонки» не просто описание валунов-исполинов, щедро рассыпанных по шумилинской земле, а что-то большее. Настоящая песня камней! В улютенских книгах они «говорят» стихами, легендами, по-новому раскрывая историю Шумилинщины. Автор обоснованно горд:

— Нашему району есть чем удивить. Самый большой валун Беларуси «Великий Камень» находится у деревни Горки Добрейского сельсовета. Длина — одиннадцать метров, высота около трех, а вес более 290 тонн! Он напоминает Ноев ковчег, оставшийся на земле белорусской после потопа.

Ватикан приоткрывает тайны

Еще одна жемчужина региона — замковые руины в Лесковичах. О деревне в пяти километрах от райцентра в Европе знают, пожалуй, лучше, чем дома. Точнее, о том, с кем связана ее история, уточняет Виктор Улютенко:

— Речь о Целине Боженцкой (в девичестве — Хлюдинской), основательнице католической конгрегации сестер Воскресения Господнего. Можете себе представить, на ее записях когда-то училась мать Тереза!..

У Целины, причисленной в 2007 году к рангу благословенных, непростая судьба. В 20 лет родители выдали девушку замуж за богатого дворянина Юзефа Боженцкого на Гродненщину. А в 1863 году начинается восстание, возглавленное Кастусем Калиновским. В поместье Боженцких развернулся лазарет для раненых повстанцев, где работает и Целина. Позже за это вместе с новорожденной дочерью ее бросят в тюрьму… Итог все же счастливый — суд оправдал сестер милосердия. В 1880-х Целина наконец воплотила свою мечту о создании женского монашеского ордена. В Беларуси его представительство находится в Новополоцке, и именно его монахини помогли Виктору Улютенко узнать больше о замке в Лесковичах. Для этого пришлось заглянуть ни много ни мало — в архивы Ватикана. 

Оказалось, в начале ХХ века замок с видом на озеро решил построить Владислав Хлюдинский, племянник Целины. Автором необычного архитектурного проекта стал Макей Хью Бейли Скотт, известнейший английский архитектор и художник. Строение с четырьмя башнями, толстыми стенами и открытым двором напоминало настоящую крепость и стало зеркалом любви своего творца к архитектуре XV века. 

naumova@sb.by
 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter