Услышать и понять друг друга

Александр ШПАКОВСКИЙ, директор информационно-просветительского учреждения “Актуальная концепция”

Александр ШПАКОВСКИЙ, директор информационно-просветительского учреждения “Актуальная концепция”

Проведенные в Донецкой и Луганской областях референдумы о статусе этих административно-территориальных единиц вполне ожидаемо вызвали негативную реакцию Киева и западных государств. Еще до объявления результатов волеизъявления была заявлена позиция о непризнании итогов голосования и незаконном характере организованного действа. Согласно информации, предоставленной Центризбиркомами непризнанных “народных республик”, в Донецкой области идею самоопределения поддержали 89,7 процента проголосовавших, а в Луганской — 96 процентов при явке в 75 процентов. В то же время официальный Киев устами исполняющего обязанности главы Администрации президента Сергея Пашинского заявил, что “никакого референдума в Донецкой и Луганской областях не проводилось, а была лишь информационная кампания, которую сепаратисты использовали для того, чтобы прикрыть свои преступления”.

Думается, что, как часто бывает в ситуации информационной войны и полярных оценок происходящего, истина находится где-то посередине, и здесь крайне важно мнение независимых наблюдателей. Например, на одном из избирательных участков в Донецке работал немецкий корреспондент Кристофер Ваннер. В эфире телеканала “24” он открыто признался, что не ожидал такой явки: “Поток людей огромный. Мы сами этим поражены, так как думали, что очень многие просто вообще не найдут избирательные участки из-за хаоса в организации. Но теперь можно увидеть, какой тут, в Донецке, сильный наплыв людей”, — отметил немецкий журналист. Очевидно, что прошедший на юго-востоке страны референдум не является легитимным с классических позиций международного права. Однако ясно и то, что в нем приняли участие значительные массы жителей региона, и сам факт подобной протестной политической кампании не сулит ничего хорошего для центрального правительства в Киеве и для будущего украинского государства.

Проблема сепаратизма в современном мире не имеет универсального решения и является ахиллесовой пятой многих держав, в том числе относительно благополучных и развитых стран Западной Европы и даже США. Ожидается, что на ближайших выборах в Европарламент до 30 процентов голосов могут получить так называемые евроскептики, часть из которых требуют права на самоопределение регионов и национальных меньшинств и возглавляют сепаратистские движения в своих странах. В наибольшей степени проблема сепаратизма характерна для Бельгии, Италии, Испании, Великобритании, однако сепаратистские и автономистские проявления в той или иной форме имеют место практически во всех государствах ЕС. Тенденции к разделению в наши дни являются не менее сильными, чем интеграционные, а по мнению некоторых экспертов, до конца ХХI века на территории Старого Света может появиться до 10 новых государств. Первыми ласточками этого процесса уже в нынешнем году могут стать Шотландия и Каталония, где местные власти планируют провести референдумы об отделении от Великобритании и Испании соответственно.

Если говорить о странах, расположенных ближе к белорусской границе, то безусловного внимания заслуживает проблематика польского национального меньшинства в Литве, где оппозиционная автономистская партия “Избирательная акция поляков Литвы” является парламентской силой. Ее лидер Вольдемар Томашевский в недавнем первом туре президентских выборов сенсационно набрал 8,23 процента голосов, а в Вильнюсе и вовсе занял второе место с результатом около 18 процентов.

Замешанный на этнических, религиозных, идеологических, экономических различиях вопрос самоопределения отдельных территорий активно используется националистическими и популистскими политическими силами по всему миру. Но зачастую предпосылками для возникновения сепаратизма являются неадекватные действия центрального правительства в части предоставления культурной и национальной автономии, равномерного социально-экономического развития регионов и так далее. Элиты ЕС понимают опасность распространения сепаратизма и в противовес этим тенденциям выдвигают концепцию регионализма, которая предусматривает будущий образ ЕС не столько как коалицию 27 национальных государств, сколько как союз регионов, так называемую Европу ста цветов. Во властной системе ЕС значительную роль занимает Комитет регионов, деятельность которого направлена на ликвидацию проблемы сепаратизма мирным путем — посредством “повышения статуса регионов и автономий без причинения ущерба целостности государств и единству Европы”. Насколько удачной будет эта стратегия, покажет время, однако подобная линия на расширение полномочий регионов представляется наиболее здравым средством профилактики сепаратизма.

Президентские выборы в Украине, которые пройдут 25 мая, могут стать отправной точкой для остановки процессов децентрализации страны. Очевидно, что украинская власть должна услышать юго-восточные регионы, имеющие другое мнение как относительно событий Майдана, так и по вопросу “евроинтеграции” Украины. Неприятный факт для киевских властей  заключается в том, что так называемые сепаратисты — это не “кучка бандитов”, а оформленное движение, опирающееся на вооруженную силу и широкую социальную базу в виде массовой поддержки местного населения. Это значит, что для сохранения единой Украины необходимы не военные меры, которые приведут к затяжной гражданской войне с непредсказуемыми результатами, а широкий общественный диалог с глубоким анализом событий последних месяцев, признанием права юго-восточных регионов на собственную позицию, признание этой позиции на уровне государственного курса с включением региональных лидеров в систему государственной власти.

Но это понимание может быть сформировано лишь в том случае, если украинская власть откажется от “вредных советов” зарубежных политиков и станет мыслить категориями национальных интересов украинского государства. Возвращаясь к позиции Беларуси в украинском вопросе, необходимо отметить, что МИД нашей страны призвал стороны конфликта “в срочном порядке прекратить насилие и сесть за стол переговоров”.  Александр Лукашенко неоднократно обращался к великим державам с просьбой прекратить вмешательство во внутренние дела Украины, а украинскому правительству указывал на необходимость политического диалога и разрешения хозяйственно-экономических проблем собственной страны вместо беспочвенных упований на иностранных партнеров в духе “заграница нам поможет”. Думается, что унитарное внеблоковое государство с широкими полномочиями регионов, в том числе в части, касающейся международных отношений и экономического развития, может стать выходом для создания нового украинского проекта и принесет мир и спокойствие на эту многострадальную землю.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter