Услышать друг друга

С 22 ЯНВАРЯ в Беларуси заработал новый Закон «Об обращениях граждан и юридических лиц». Его с нетерпением ждали, с одной стороны — сами представители госорганов, а с другой — столь же небезразлично отнеслись к нововведению и граждане, которым теперь нужно учитывать отдельные новшества. Впрочем, кардинальных перемен не случилось: просто диалог власти и человека требуется периодически осовременивать с учетом меняющихся реалий и накопившегося опыта…

Сколько бумажных «пластов» должно быть между чиновником и заявителем?

С 22 ЯНВАРЯ в Беларуси заработал новый Закон «Об обращениях граждан и юридических лиц». Его с нетерпением ждали, с одной стороны — сами представители госорганов, а с другой — столь же небезразлично отнеслись к нововведению и граждане, которым теперь нужно учитывать отдельные новшества. Впрочем, кардинальных перемен не случилось: просто диалог власти и человека требуется периодически осовременивать с учетом меняющихся реалий и накопившегося опыта…

Новый закон — из разряда тех, которые не просто что-то регламентируют, а продиктованы самой жизнью. За последние годы на государственном уровне в Беларуси немало наметилось интересных подходов к работе с обращениями граждан. Тут и принцип «одного окна», и ставшие регулярными республиканские мониторинги — своеобразные проверки «социального самочувствия»… У чиновников самого высокого ранга выработалась уже практика регулярных хождений в народ. Зачем все это делается? Для того чтобы сократить число обращений граждан? Да, но главное, мне кажется, все-таки реальная помощь заявителям! А чтобы система такой помощи была по максимуму эффективной, не нужны бумажные горы, целые «пласты» переписки с тем или иным гражданином. И дело тут вовсе не в экономии бумаги. Но, согласитесь, прежде, до выхода нового закона, многим чиновникам приходилось вступать в зачастую мало полезную переписку. А новый законодательный акт, считает, к примеру, Оксана Таранда, начальник отдела по работе с обращениями граждан и юридических лиц Миноблисполкома, поможет избежать ненужных, формальных ответов на письма граждан.

Зачем, например, сообщать человеку в письменном виде, что крышу его дома починили? Хозяин и сам это видит! Или другой момент: человек настолько доволен работой местного чиновника, что решает письменно выразить ему благодарность. Раньше на такое послание тоже готовился и отправлялся ответ — значит, отрывались от других, быть может, более острых, проблемных обращений ответственные лица, множился бумажный «круговорот»...

Меньше формализма, больше конкретики и эффективности! Думается, никто не станет спорить, что именно такого результата ждут от нового закона и граждане-заявители, и сами чиновники. Между прочим, последние — тоже люди. И причем в большинстве своем старающиеся войти в положение каждого заявителя, обратившегося в ту или иную инстанцию. Но еще за пару месяцев до вступления в силу Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц» мне доводилось слышать, особенно от чиновников районного звена, сетования — дескать, иная переписка длится годами, а заявитель никак не уймется. Теперь у инстанций есть такое право — прекращать переписку с некоторыми заявителями. Но здесь важно не отмахиваться от человека, пусть даже имеющего обыкновение упорно… добиваться к себе, своим бедам внимания. Да и не всегда отношения по линии «чиновник — заявитель» можно свести к сухому, формальному выполнению норм закона. Иногда ведь просто не получается наладить контакт — простой, человеческий. И сказать однозначно, чья вина в этом, нельзя. И далеко не всегда — именно черствость чиновничья сказывается. Бывает, человек до того уверен в своей правоте, что просто не слышит противоположную сторону…

Как быть услышанным, наладить диалог быстрее? Живем в век стремительного развития высоких технологий — Интернет властно вторгается в том числе и в сферу отношений госорганов и гражданина. В Минской области вот уже полтора года как действует электронная приемная, рассказала БЕЛТА Оксана Таранда. За это время через Интернет поступило более шестисот обращений. Вот только прежде не прописано было законодательно, как реагировать на обращения-«е-мэйлы». Сейчас все четко регламентировано. Организации, структуры, предприятия должны будут завести на своих сайтах специальные формы, «попав» в которые ваше обращение точно не останется незамеченным. Правда, в интернет-пространстве в ходу всякие там ники, прозвища и так далее. Нередко и использование на наиболее «горячих» форумах оскорбительной, ругательной лексики. Так вот, переносить сии, далеко не лучшие, «традиции общения» в переписку через электронную почту с госорганами никак не выйдет! В принципе, обращение по «е-мэйлу» не должно ничем отличаться от традиционного письма на бумаге. И здесь те же анонимки чиновник, руководитель предприятия, организации может на вполне законных основаниях игнорировать...

Инна ГАРМЕЛЬ, «БН»

ОТ РЕДАКЦИИ. А вы, дорогой читатель, быть может, уже успели воспользоваться новым Законом «Об обращениях граждан и юридических лиц»? Поделитесь с «БН» своими впечатлениями, соображениями! Ждем, к слову, ваших мнений  и по «горячему» телефону, и посредством обычной почты, и на электронные адреса редакции...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?