Услуги специального назначения

В число стран, которые могут производить, модернизировать и осуществлять ремонт современного вооружения, входит и Беларусь. Однако до сих пор некоторые пробелы законодательства позволяли заниматься сомнительной коммерческой деятельностью в этой области...

Парадоксально, но военная   промышленность во все времена была двигателем и науки, и производства. Множество технологий, изобретений, открытий совершалось для нужд военных и только потом «перекочевывало» в мирную жизнь. Производство мечей дало металлургии новые сорта сталей и способы их закалки, радио впервые опробовали для поддержания бесперебойной связи между военными кораблями, атомная энергетика зарождалась также в «оборонных» лабораториях… И современная военная техника — авангард самых передовых научных достижений. В мире всего несколько стран могут производить, модернизировать и осуществлять ремонт современного вооружения. Эти государства можно по пальцам пересчитать: США, Россия, Германия, Франция… В их число входит и Беларусь. Отечественная оборонная промышленность не только способна удовлетворять потребности собственной армии, но и обладает значительным экспортным потенциалом.

И белорусские услуги в этой области востребованы на мировом рынке. Правда, в последние годы появилась опасность развития их незаконного экспорта. К сожалению, некоторые пробелы законодательства позволяли заниматься сомнительной коммерческой деятельностью в этой области. Но недавно Палата представителей внесла соответствующие поправки в Уголовный кодекс. Вступление их в силу укрепит монополию государства в этой сфере. 

Законодательную инициативу проявил Комитет государственной безопасности. Так, статья 229 Уголовного кодекса предусматривала ответственность за несанкционированный экспорт специфических товаров, работ и услуг, которые могут быть использованы при создании различного вооружения и средств его доставки. В свое время законодатель не учел специфику рынка продукции оборонного и двойного назначения. Сегодня основные обороты приходятся вовсе не на приобретение техники и оружия. Значительно большей емкостью обладает сегмент запасных частей, обслуживания, ремонта и модернизации вооружения, а также предоставления сопутствующих услуг. 

Скажем, современный зенитный ракетный комплекс объектовой ПВО стоит несколько десятков миллионов долларов. Однако для этой техники необходимо подготовить соответствующие позиции для несения боевого дежурства, базы для хранения боеприпасов, обучить боевые расчеты. На это требуются суммы, сопоставимые со стоимостью комплекса. Кроме того, значительные средства нужны на настройку техники — ее необходимо проводить несколько раз в году, на текущий ремонт и обслуживание, а также ряд других мероприятий для поддержания ЗРК в боевой готовности. Современные средства ПВО обладают сроком эксплуатации 15—20 лет. К окончанию срока службы такой военной техники расходы на ее обслуживание и сервис в несколько десятков раз превосходят первоначальную стоимость комплексов. 

Модернизация техники — это отдельный разговор. Этот сегмент постепенно набирает обороты во всем мире. Стоимость вооружения постоянно растет, технологии рвутся вперед, и регулярно обновлять парк техники и приобретать новые образцы финансово себе не могут позволить армии даже ведущих мировых держав. Тем более на эти цели не хватает средств у развивающихся стран. Поэтому все большее значение приобретает модернизация сложного вооружения. Конечно, значительно усовершенствовать системы и агрегаты современного или истребителя, или танка возможно только в заводских условиях. Однако «легкие» варианты модернизации вполне реально производить в третьих странах, без поддержки оборонной промышленности. 

Словом, сегодня на рынке вооружения все большее значение приобретает сегмент услуг. А он имеет свою специфику. Чтобы ремонтировать или производить настройку сложного вооружения, нет необходимости перемещать через границы какие-то материальные предметы. Достаточно просто сформировать команду специалистов и переправить их к заказчику. Статья 229 УК эту специфику не учитывала. В ней основной акцент был сделан именно на контрабанду материальных средств. Конечно, оказание услуг военного характера, в принципе, запрещено другими законодательными актами. В частности, нормативными актами, которые предусматривают разглашение государственных и коммерческих тайн, получение доходов незаконным путем, нарушение международных обязательств, принятых республикой Беларусь… 

В прошлые годы действующих законодательных актов вполне хватало, чтобы препятствовать нелегальному выезду специалистов в области военной техники в третьи страны. Но в последнее время произошла активизация международного рынка. Чуть ли не каждый месяц в той или иной точке планеты вспыхивают локальные военные конфликты, в ряде регионов сохраняется напряженная ситуация, чреватая боевыми действиями… Естественно, актуальность повышения боеготовности для ряда стран, и не самых бедных, становится одной из первостепеннейших задач. Причем на вооружении у этих держав стоит немало образцов еще советской техники, приобретенной во времена СССР и в первые годы после его развала. 

Беларусь же во времена Союза была республикой, которая являлась интеллектуальным двигателем оборонной промышленности. Особенно в области локации, ПВО, оптической техники и некоторых других областях. И этот потенциал в республике сохранился. К таким специалистам, многие из которых сегодня уже не являются ни действующими военными, ни работниками оборонных предприятий и конструкторских бюро, стали проявлять интерес за рубежом. 

Сотрудники Комитета государственной безопасности выявили несколько фактов, когда в Беларуси по заказу из-за границы пытались сформировать группы специалистов для полулегального выезда их за рубеж с целью оказания специальных услуг. Схемы использовались весьма стандартные. Белорусам предлагали выезжать за границу по гостевым или туристическим визам и, в лучшем случае, заключить контракты как частным лицам с коммерческими организациями. В худшем случае все заканчивалось словесными договоренностями. 

Дело в том, что международное право не предполагает оказание услуг военного характера в частном порядке. Все контракты либо заключаются между специальными импортерами и экспортерами, либо предполагают соответствующие международные соглашения на государственном уровне. Поездки таких военспецов «поодиночке» незаконны в принципе. Поэтому государства-заказчики действуют через подставные частные фирмы, от которых официальное правительство может в любой момент откреститься. Особый разговор, когда профессионалов «от оборонки» к себе заманивают страны, на которые наложены те или иные ограничения в военной области. Тогда вообще стараются не оставлять никаких документальных свидетельств о пребывании «знающих» людей на их территории. Как показывает практика, в случае любых осложнений от «оборонщиков»-нелегалов просто отказываются. Случаются и более грустные сценарии. «Туристы военного назначения» нередко пропадают без вести или погибают в районах боевых действий. 

Анализ сотрудников Комитета государственной безопасности показал: за такие нелегальные услуги платят не такие уж и большие деньги. Как правило, 500—1000 долларов в месяц. По крайней мере, обещают. (в принципе, сопоставимые зарплаты существуют на белорусских предприятиях и в организациях оборонной отрасли). Но зачастую ввиду нелегального статуса приглашенного специалиста первоначально оговоренная сумма может значительно уменьшиться. 

Тем не менее, как считают аналитики КГБ, существовала опасность вовлечения граждан Беларуси в незаконные схемы, связанные с экспортом «оборонных» услуг. Поэтому Комитет госбезопасности вышел с законодательной инициативой внести поправки в 229-ю статью Уголовного кодекса. Теперь будет караться незаконный экспорт товаров, работ и услуг, которые могут использоваться не только для производства оружия и военной техники, но также и для их ремонта, модернизации и так далее. Это дает возможность эффективно противостоять незаконным схемам. По крайней мере, получив сомнительное предложение из-за границы, люди должны задуматься: ведь подобная поездка за пределы родины влечет прямую уголовную ответственность. Новую редакцию статьи еще должны обсудить в верхней палате парламента, затем она попадет на стол к главе государства. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter