Услуга по разумной цене, или Плати, односельчанин, за баян!

В современных экономических условиях нужно уметь зарабатывать деньги. В том смысле, что не висеть на шее у государства в ожидании помощи, а продуктивно работать. Этот принцип актуален и для сферы культуры

В современных экономических условиях нужно уметь зарабатывать деньги. В том смысле, что не висеть на шее у государства в ожидании помощи, а продуктивно работать. Этот принцип актуален и для сферы культуры. Перечень платных услуг, которые сегодня оказывают населению учреждения культуры, довольно широк: более 100 видов. С одной стороны, это хорошо: у библиотеки, музея или клуба появляется возможность дополнительного заработка. Но справиться с планом таких услуг может далеко не каждое учреждение. Особенно непростая ситуация складывается на селе. И сталкиваются руководители сельских домов культуры с проблемой: нужно выполнять план, но как заставить односельчан платить, например,  за тот же танцевальный кружок?.. Именно об этом сегодня наш культурный спор. 

«Люди  все  равно  будут  ходить  в  клубы…» 

Василий ЧЕРНИК, начальник Управления учреждений культуры и народного творчества Министерства культуры Республики Беларусь: 

— Сегодня государственный бюджет по-прежнему остается основным и стабильным источником финансирования культуры. Вместе с тем всегда должны быть резервы, позволяющие укреплять экономику учреждений культуры. Перечень платных услуг – как раз то, что позволяет это сделать. На заработанные деньги можно, например, укреплять материально-техническую базу или поощрять своих сотрудников. Хотя сравните: в текущем году в клубных учреждениях культуры Беларуси  было проведено около 580 тысяч мероприятий, из них на платной основе – около половины. Это мало. 

Самое массовое и распространенное мероприятие, на котором клубы могут зарабатывать, — это дискотеки. Но здесь нужно учитывать, что цены на селе совершенно другие. Есть такие дома культуры, где билеты на дискотеку стоят 300—500 рублей. В некоторых агрогородках — 2 тысячи рублей. Но таких сегодня немного. Далеко не каждый житель деревни даже тысячу рублей заплатит. Поэтому у нас нет для клубов фиксированных цен: они устанавливаются и регулируются местными органами власти, исходя из реальности. Кроме дискотек, прибыль могут приносить и объединения по интересам, то есть  курсы, кружки.  В стране всего действуют 13 700 детских клубных формирований, где занимается почти 151 тысяча детей. Большинство из них посещает кружки бесплатно. Но ведь учреждение культуры оказывает услугу, а за услуги нужно платить. Из этих денег можно было бы выплачивать небольшие премии работникам культуры, хотя бы это деньги. 

— Получается, что  дискотеки и клубные формирования – самые основные источники заработка? 

— Именно так. Вместе с тем я уверен, что перечень платных услуг нужно расширять, искать новые формы коммерческой работы на селе. Сейчас ведь широко проходит компьютеризация: библиотеки, например,  подключаются к сети Интернета, появляется копировальное оборудование. В тех же библиотеках широким спросом пользуется новая модная литература, глянцевые журналы. Пусть на этом немного можно заработать, но ведь какие-то деньги учреждению эти услуги принесут. Можно сделать платными и театрализованные представления. Допустим, проведение свадебных церемоний, старинных обрядов… Их у нас в год проходит порядка 28 тысяч, из них на платной основе всего 2900. Кроме того, в районах постоянно организуются выставки-продажи декоративно-прикладного искусства, на которых умельцы могут зарабатывать тем, что сделано своими руками. 

В целом учреждения культуры выполняют платные услуги в доведенной мере, несмотря на все сложности. Я понимаю, что могут возникать определенные трудности, но именно оказание платных услуг является резервом укрепления экономики культурной сферы. 

— Василий Мечеславович, а как быть, например, художественному руководителю сельского Дома культуры, перед которым стоит непростая дилемма: сделать тот или иной кружок или мероприятие платным или же, наоборот, их доступностью привлекать односельчан к культурной жизни? 

— Я понимаю сложность такого выбора. Конечно, каждому руководителю хотелось бы, чтобы на мероприятие попало как можно больше людей, чтобы на тот же сельский концерт приехали и жители близлежащих деревень… Вместе с тем разумные цены, подчеркиваю, разумные, вполне приемлемы. Люди не могут обходиться без культуры, а потому все равно будут приходить. 

«Родители  должны купить  билеты на  выступление  своих  детей?» 

Николай Яцков, директор Брылевского сельского дома культуры Могилевского района: 

— Приведу сразу такой пример: женщина в нашем селе решила научить ребенка игре на баяне. Привела к нам в Дом культуры. Стоимость кружка — 3 тысячи в месяц, ниже уже просто не может быть. Она отказалась — дорого. В целом у нас такая ситуация и получается: мы должны выполнять план, а сельские жители не хотят платить: для них это много. В нашей библиотеке, когда ввели платную услугу  (журналы на сутки по цене 250 рублей), многие перестали их брать. 

Меня еще в университете учили тому, что на селе Дом культуры, как церковь. Именно мы должны быть духовным стержнем, светлым пятном. Я более четверти века здесь работаю и глубоко убежден, что учреждение культуры в деревне не может и не должно зарабатывать деньги. Как Христос когда-то выгонял торговцев из храма, так и у нас не должно быть никакой торговли. Это я должен бы приплачивать, чтобы к нам в кружки записывались, чтобы у детей стимул какой-нибудь был. Поймите, сельский Дом культуры, не первая необходимость для наших жителей. Магазин, аптека – да, туда всегда будут ходить. А  самодеятельность всегда воспринималась не слишком серьезно. Без нас обойдутся, если придется выбирать. А представьте такую ситуацию: нам рекомендуют делать платными театрально-зрелищные мероприятия. То есть если наши дети занимаются в драматическом кружке и готовят выступление, то родители должны купить билеты, чтобы посмотреть на своих детей?.. 

— Так все-таки план платных услуг выполняете?.. 

— Судите сами: у нас план  800 тысяч рублей в год. К концу ноября мы  заработали около 200 тысяч. Хотя еще в прошлом году на этот момент мы заработали в два раза больше. Но тогда билет на дискотеку стоил 600 рублей и приходило человек 30. Сегодня билет стоит 1200, а приходит 10 человек. Это яркий пример того, что за счет повышения цен прибыли у нас не будет. Кроме того, раньше был спецсчет, на который поступали все заработанные средства. Тогда мы могли купить, например, бумагу или какие-то игрушки. Сегодня все деньги централизованно идут в районный отдел культуры, и мы их здесь практически не видим. 

Я считаю, что культура – это та же самая идеология. На ней нужно не зарабатывать, а, наоборот, вкладывать средства. Сельчане знают цену каждой копейке, а культура для них всегда была бесплатной, это ничем не вытравить. А у нас же многие считают, что если мы здесь не можем заработать, значит,  бездельники. Но я лично знаю заведующую одним из клубов, которая собиралась брать кредит в банке, лишь бы выполнить план. Разве это нормально? 

Я не против того, чтобы сфера культуры приносила доход. Но необходима какая-то дифференциация. Пусть хоть в клубе или Доме культуры для сельских жителей будет маленький коммунизм, где все бесплатно. Они это заслужили своим трудом. 

P.S. А что вы по этому поводу думаете, уважаемые наши читатели? Ждем писем и звонков. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter