Услуга, опередившая товар

Ведущие мировые производители переходят на систему абонирования товаров. Может, и нашим пора?

Уборочная – настоящее моральное испытание для наших машиностроителей. И чем больше внимания к страде, тем активнее разгораются дискуссии на тему, чья же техника лучше: импортная или отечественная? Откуда ни возьмись, появляется масса экспертов. Конечно, приходится слышать и объективные мнения, но нередко ради красного словца проскальзывают разные совершенно надуманные инсинуации в отношении нашей продукции: мол, она не самая эффективная, ненадежная, несовременная… Правда, в ответ слышишь официальные мнения. Вот заместитель Премьер-министра Владимир Семашко в очередной раз с уверенностью заявил: наша сельхозтехника конкурентоспособна по соотношению цена — качество. Где-то соглашусь с Владимиром Ильичом, только эта формула измерения конкурентоспособности несколько устарела.

Нынче технику рассматривают не с точки зрения ее многочисленных характеристик, а оценивают качество и стоимость услуг, которые она может оказать. Слишком сложными стали изделия, приходится анализировать десятки и тысячи параметров. И перестали в современном мире ломать голову над подведением под единый знаменатель многочисленных и разношерстных характеристик. Не все ли равно, какие у трактора или комбайна мощность двигателя, расход топлива, средняя скорость... Главное, сколько будет стоить обработать гектар пашни или обмолотить тонну зерна. И не на каком-то мифическом поле, а на конкретном, со всеми своими прелестями и изъянами. В белорусском варианте — со средней урожайностью около 35 центнеров с гектара.

Весной на немецко-белорусской конференции директор ООО «Сименс Технолоджис» Максим Зубов даже несколько разочаровал публику, сообщив, что индустриализация 4.0 — это не столько переход на какие-то неведомые, космические и фантастические технологии, сколько «новая организация и контроль цепочки добавленной стоимости». И принцип коммерческих взаимоотношений меняется быстрее, чем, собственно говоря, сами технологии. По сути-то, товары меняются стремительно, но в них реализуются ноу-хау, известные уже давно. Просто до поры до времени невостребованные.

Максим Зубов четко обозначил: ведущие производители переходят на систему абонирования товаров. Скажем, Michelin корпоративным клиентам продает уже не шины, а тысячу километров пробега! И действительно: скажем, транспортной компании сто лет не нужны покрышки, им надо, чтобы техника двигалась. Фактически компания уже продает не товар, а услугу.

Впрочем, оперативный лизинг, когда компания берет товар в аренду на определенный срок, но не выкупает, а возвращает его производителю либо его посреднику, не является изобретением сегодняшнего дня. Эта финансовая услуга присутствует на рынке, прежде всего западном, уже давно. Только в последние годы она стремительно укрепляет свои позиции. Словом, получается, как у многомудрого кота Матроскина: не важно, чьи корова или холодильник, главное – кому принадлежат молоко и холод, которые они дают.

Вот она, проблема нашей техники на внутреннем рынке – своеобразный потребитель. Мир уже старается и пытается мыслить стандартами индустриализации четвертого поколения, а местные руководители зачастую от «трешки», а то и «двойки» никак не могут оторваться. Отсюда и беспочвенные разглагольствования о преимуществах «Джонов Диров», «Клаасов» и других мощных брендов. Конечно, как говаривал дилер «Мерседесов», понты — дело не последнее. Грубовато, но весьма четко отражает маркетинговую стратегию люксовых вещей. Поэтому люди и переплачивают за трехлучевую звезду на капоте. Ладно, в быту еще допустимы неразумные траты на тщеславие. Но в бизнесе…

В коммерции необходимо считать деньги. Поэтому и сравнивать технику, по идее, должны экономисты, а не чистые технари. Или даже эксплуатационщики. Несомненно, до определенного предела уровень комфорта имеет значение: тот же кондиционер напрямую влияет на производительность водителя, количество ошибок — соответственно, внештатных ситуаций и связанных с ними издержек. Но иной раз дополнительные опции являются данью моде и перебором. В конце концов, и джакузи можно в трактор установить. Вот только как это отразится на себестоимости продукции?

volchkovvv@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Андрей Бекиш
Поразило непонятным образом оказавшееся в тексте словосочетание:

......а местные руководители .......
пенсионер, за 60, Россия
25 лет назад, когда мы дружно внедрялись в капитализм, наш генеральный поручил мне купить завод по производству керамической черепицы. Нашел я немецкого производителя таких заводов и пришел на предварительное собеседование. Первым делом немец спросил, а какой объем вы хотите выпускать. Я ему 30 000 кв. метров в год. Он меня поднял на смех. Этот объем выполняют трое рабочих на ручном производстве. Зачем вам завод? До меня тогда дошло, что это модернизация ради модернизации, т.е. пустая трата средств. Вот так же и комбайн с джакузи. Советские комбайны не были комфортабельными, но легко ремонтировались в поле самим комбайнером. А что будет делать комбайнер с сегодняшним чудом техники? Дилер, это не советская МТС, в каждом колхозе не присутствует. Как бы не была у него оперативная работа, но комплекс электронного диагностического оборудования должен быть доставлен в поле, а это упущенное время.  В необходимых случаях эту махину, комбайн, нужно перевезти на сервис или на подмену, как предлагает автор. Не надо обманывать себя тем, что якобы импортная техника не ломается. Ломается, только ремонтировать ее дороже. Я почти уверен, что самым рентабельным, пятым уровнем индустриализации будет хорошо экипированная гужевая сенокосилка и подборщик с телегой. Рентабельность в этом случае будет самой высокой. Не надо будет лизинговых, дилерских сетей, не надо будет всей этой надстройки над хлеборобом.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости