Ведущие мировые производители переходят на систему абонирования товаров. Может, и нашим пора?

Услуга, опередившая товар

Уборочная – настоящее моральное испытание для наших машиностроителей. И чем больше внимания к страде, тем активнее разгораются дискуссии на тему, чья же техника лучше: импортная или отечественная? Откуда ни возьмись, появляется масса экспертов. Конечно, приходится слышать и объективные мнения, но нередко ради красного словца проскальзывают разные совершенно надуманные инсинуации в отношении нашей продукции: мол, она не самая эффективная, ненадежная, несовременная… Правда, в ответ слышишь официальные мнения. Вот заместитель Премьер-министра Владимир Семашко в очередной раз с уверенностью заявил: наша сельхозтехника конкурентоспособна по соотношению цена — качество. Где-то соглашусь с Владимиром Ильичом, только эта формула измерения конкурентоспособности несколько устарела.

Нынче технику рассматривают не с точки зрения ее многочисленных характеристик, а оценивают качество и стоимость услуг, которые она может оказать. Слишком сложными стали изделия, приходится анализировать десятки и тысячи параметров. И перестали в современном мире ломать голову над подведением под единый знаменатель многочисленных и разношерстных характеристик. Не все ли равно, какие у трактора или комбайна мощность двигателя, расход топлива, средняя скорость... Главное, сколько будет стоить обработать гектар пашни или обмолотить тонну зерна. И не на каком-то мифическом поле, а на конкретном, со всеми своими прелестями и изъянами. В белорусском варианте — со средней урожайностью около 35 центнеров с гектара.

Весной на немецко-белорусской конференции директор ООО «Сименс Технолоджис» Максим Зубов даже несколько разочаровал публику, сообщив, что индустриализация 4.0 — это не столько переход на какие-то неведомые, космические и фантастические технологии, сколько «новая организация и контроль цепочки добавленной стоимости». И принцип коммерческих взаимоотношений меняется быстрее, чем, собственно говоря, сами технологии. По сути-то, товары меняются стремительно, но в них реализуются ноу-хау, известные уже давно. Просто до поры до времени невостребованные.

Максим Зубов четко обозначил: ведущие производители переходят на систему абонирования товаров. Скажем, Michelin корпоративным клиентам продает уже не шины, а тысячу километров пробега! И действительно: скажем, транспортной компании сто лет не нужны покрышки, им надо, чтобы техника двигалась. Фактически компания уже продает не товар, а услугу.

Впрочем, оперативный лизинг, когда компания берет товар в аренду на определенный срок, но не выкупает, а возвращает его производителю либо его посреднику, не является изобретением сегодняшнего дня. Эта финансовая услуга присутствует на рынке, прежде всего западном, уже давно. Только в последние годы она стремительно укрепляет свои позиции. Словом, получается, как у многомудрого кота Матроскина: не важно, чьи корова или холодильник, главное – кому принадлежат молоко и холод, которые они дают.

Вот она, проблема нашей техники на внутреннем рынке – своеобразный потребитель. Мир уже старается и пытается мыслить стандартами индустриализации четвертого поколения, а местные руководители зачастую от «трешки», а то и «двойки» никак не могут оторваться. Отсюда и беспочвенные разглагольствования о преимуществах «Джонов Диров», «Клаасов» и других мощных брендов. Конечно, как говаривал дилер «Мерседесов», понты — дело не последнее. Грубовато, но весьма четко отражает маркетинговую стратегию люксовых вещей. Поэтому люди и переплачивают за трехлучевую звезду на капоте. Ладно, в быту еще допустимы неразумные траты на тщеславие. Но в бизнесе…

В коммерции необходимо считать деньги. Поэтому и сравнивать технику, по идее, должны экономисты, а не чистые технари. Или даже эксплуатационщики. Несомненно, до определенного предела уровень комфорта имеет значение: тот же кондиционер напрямую влияет на производительность водителя, количество ошибок — соответственно, внештатных ситуаций и связанных с ними издержек. Но иной раз дополнительные опции являются данью моде и перебором. В конце концов, и джакузи можно в трактор установить. Вот только как это отразится на себестоимости продукции?

volchkovvv@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter