Почему за товары и услуги внутри страны нужно платить в национальной валюте

Условные расчеты

Многие еще помнят 1990-е: цены в баксах, очереди в обменниках. На фоне гиперинфляции с помощью долларов многие пытались сберечь свои кровные накопления. Времена изменились, но и сегодня порой при покупке квартиры, машины некоторые по-прежнему рассчитываются в долларах или евро. В чем причины?

pixabay.com

Конфискацию отменили, а штраф оставили

Недавно 33-летний минчанин получил за продажу квартиры 95 тысяч долларов. О сделке стало известно правоохранительным органам. Комитет государственного контроля наложил арест на полученные деньги. Суд Первомайского района столицы вынес постановление: средства конфисковать и взыскать штраф в сумме 50 базовых величин.

— Случаи, связанные с расчетами в валюте, рассматриваются нечасто, — пояснили «НГ» в суде Первомайского района. — Мужчина признал вину, согласился выплатить штраф, но с конфискацией валюты был не согласен и подал жалобу в Минский городской суд. Минским городским судом постановление суда Первомайского района было оставлено без изменений. Мужчина обжаловал вступившее в законную силу постановление в порядке надзора в Верховном Суде. По рассмотрению надзорной жалобы постановление суда Первомайского района Минска было отменено, а дело об административном правонарушении направлено на новое рассмотрение другим судьей. Было принято такое решение: вернуть гражданину 95 тысяч долларов, а пункт о взыскании штрафа оставить в силе. 

Оказалось, что вся эта эпопея с долларами началась с уголовного дела по коррупции. Следователи разматывали криминальный клубок и наткнулись на покупку обвиняемым этой квартиры. На вопрос, чем платил, он признался: зелеными. Что было дальше, рассказал корреспонденту «НГ» адвокат юридической консультации Дзержинского района Андрей Хоменко:

— Продавец недвижимости вскоре после сделки преспокойно поменял доллары на евро и положил их на депозитный счет в одном из наших банков. Потом ему позвонили из Департамента финансовых расследований (ДФР) Комитета государственного контроля Беларуси и сообщили, что по поручению Следственного комитета на данные денежные средства наложен арест. Только на допросе у следователя мой клиент узнал: с покупателем квартиры не все в порядке. По просьбе следователей, полагая, что его показания по вопросам сделки могут иметь важное значение, он абсолютно честно, во всех подробностях, рассказал об обстоятельствах продажи квартиры, в том числе и о том, что расчет с ним был произведен в иностранной валюте. О всей тяжести возможных последствий не подозревал. А они не заставили себя ждать. Сотрудники следственного комитета, убедившись, что бывший хозяин недвижимости не имеет никакого отношения к коррупционной деятельности, выделили материалы проверки в отдельное производство и направили их в ДФР. Сотрудники департамента составили в отношении минчанина протокол об административном правонарушении. 


Такой поворот событий для продавца квартиры стал колоссальной личной трагедией, ведь он фактически лишился и денег, и квадратных метров. А дальше — длительный процесс хождения по судебным инстанциям, отмечает Анд­рей Хоменко:

— В своем протесте председатель Верховного Суда указал, что конфискации за нарушение Указа Президента Республики Беларусь № 49 от 09.02.2015 года «Об обеспечении порядка при проведении валютных операций» подлежит только непосредственно сам объект административного правонарушения. В случае моего клиента это были доллары, полученные им от покупателя. Изъятые же евро объектом правонарушения не являлись и конфискации не подлежали. В результате повторного рассмотрения административного дела денежные средства моему клиенту вернули, однако штраф в размере 50 базовых величин уплатить пришлось. Признаюсь, случай в моей многолетней практике уникальный. Небольшой юридический нюанс позволил минимизировать негативные последствия для моего клиента. Однако необходимо отметить, что случаи, когда расчеты по крупным сделкам между физическими лицами, особенно связанными с продажей автомобилей или недвижимости, производятся в нашей стране в иностранной валюте, встречаются нередко. И люди наивно полагают, что раз «все так делают», то ничего страшного произойти не может. На самом деле это не так. Совершив противозаконную сделку, они рискуют потерять все вырученные от продажи имущества деньги и уплатить крупный штраф.

Покрасочные работы в «зелени»

Открываю несколько сайтов по продаже квартир. Вверху указана цена в условных единицах, внизу стоимость в рублях. Звоню по одному из номеров, интересуюсь, можно ли рассчитаться за квадратные метры в рублях. Однозначный ответ: «Нет, сходите в банк и переведите сумму в доллары».

Захожу на популярный портал по продаже машин. Та же двойная картина с ценами. Звоню владельцу BMW X6 — мужчина просит за внедорожник 19,400 тысячи долларов. Торг уместен. Спрашиваю, можно ли заплатить в рублях. Отвечает резко: принимают только валюту. Уверяю, что заплачу по курсу коммерческого банка, но продавец категоричен.

Провожу эксперимент дальше. Приезжаю на крупный столичный рынок. Март радует скидками на меховые изделия. Можно найти шубы из норки, мутона, каракуля на любой вкус и кошелек. Ручкой на бирке выведены цены в рублях, но продавщицы признаются: за дорогие шубы обычно рассчитываются зелеными.

Не брезгуют иностранной валютой разномастные частные мастера. Искать их проще всего через интернет. Выбор падает на девушку с портфолио красивых сумок хенд мейд. Алина около пяти лет шьет аксессуары из натуральной кожи. Цены указывает в валюте и белорусских рублях. Но мастер сразу предупреждает клиентов: за сумки и кошельки принимает оплату только в условных единицах. Товар недешевый: рюкзак из необычного материала — кожи бордо, винтаж — 200 евро, изумрудное портмоне — от 60. 

— Такая высокая цена оправданна. Работы действительно сложные: много деталей, обработки, — говорит девушка. — Материал для сумок привожу из Италии. Кожа качественная и красивая, мои клиенты знают: это не дешевый ширпотреб, таких вещей в Беларуси больше не встретишь. Ближе материал покупать не получается. Например, российские фабрики делают наиболее ходовой продукт — черную кожу. А если и встречается цветная, то неприглядная и блеклая. Принимаю оплату в евро. Сначала беру аванс — 30% от стоимости, после пошива сумки — остальную сумму. Мне проще и удобнее взять у клиенток евро, чем потом переводить белорусские рубли в валюту, ведь за границей я рассчитываюсь не нашими рублями. Та же кожа теленка с тиснением под крокодила стоит 0,32 евро за дм2. Минимальное количество для заказа — 120 дм2. Как сейчас пойдет бизнес, сказать трудно, тревожит ситуация в мире. Кожи у меня осталось на 2—3 сумки, когда достану новую — неизвестно, ведь в Италию сейчас не попасть. 

Обманный курс

Из оперативных сводок. В Бресте мужчина продавал свой Volkswagen Jetta. Цена вопроса — 10 тысяч долларов. Покупатель рассчитался зелеными. Сделка попала в поле зрения правоохранителей. В результате продавец лишился и машины, и валюты. А в довесок получил 1225 рублей штрафа.

В Щучине местный житель продал россиянину дом за доллары и положил их на депозит. На продавца был составлен административный протокол по статье 11.1 КоАП Республики Беларусь «Незаконное принятие иностранной валюты в качестве платежного средства». 

— Расчеты между продавцом и покупателем объектов недвижимости должны осуществляться только в национальной валюте, — уточняет адвокат Андрей Хоменко. — Безопаснее всего делать это через банк. Если речь идет о валютных сбережениях, денежные средства покупателя сначала конвертируются, а после зачисляются на предварительно открытый депозитный счет продавца.

В Департаменте финансовых расследований Комитета государственного контроля приводят еще один пример. Индивидуальный предприниматель при выполнении работ по благоустройству территории и установке канализации в одном из садоводческих товариществ Минского района принял от заказчика в качестве оплаты по договору аванс в 500 долларов и основную сумму в тысячу долларов. Наказание за правонарушение — штраф в размере 100 базовых величин.

Валерий Щербун, заместитель начальника управления ДФР КГК по Минской области и Минску отмечает, что в 1990-е годы в стране процветал черный рынок валюты. Курс у нелегальных менял был порой более выгодным, чем в банковском обменнике. К тому же у валютчиков всегда хватало налички. Вот и тянулись очереди к теневым финансистам. Сегодня ситуация совершенно иная. 

В главном управлении по борьбе с экономическими преступлениями МВД поясняют:

— Те, кто решается на проведение обменных операций вне банков, подвергают себя двойному риску. Во-первых, в отношении их как участников незаконной валютной операции будет составлен административный протокол. Во-вторых, нелегально приобретая иностранные деньги, они рискуют получить поддельные либо сувенирные банкноты. 

Валютчики сегодня зачастую воспринимаются пережитком прошлого, но тем не менее они есть.

В прошлом году крупного валютчика задержали в Горках. 42-летний мужчина несколько лет «помогал» горожанам покупать и продавать валюту. У подпольного финансиста изъяли 28 тысяч долларов, 1900 евро, свыше 115 тысяч российских рублей, 5000 гривен, а также более 38 тысяч белорусских рублей. 

Эксперты отмечают, что некоторые бизнесмены заинтересованы в теневом наличном обороте иностранной валюты. Клиенты нынешних менял — те, кто скрывает доходы и не хочет платить налоги. 

Вклады растут на доверии 

В чем население и предприятия предпочитают хранить сбережения? В белорусских банках по итогам прошлого года в совокупности хранилось 42,4 млрд рублей граждан и юрлиц, из них в иностранной валюте 12,1 млрд долларов и 16,8 млрд рублей. Львиная доля сбережений — в иностранной валюте, несмотря на то что ставки по таким депозитам довольно низкие. 

— За прошлый год объем вкладов населения составил 7,538 млрд долларов и 8,162 млрд рублей, т. е. 66 против 34%. В Беларусбанке, Белагропромбанке и Приорбанке хранится 65% всех депозитов граждан, и из них валютных — более половины, — рассказывает Екатерина Господарик, заведующая кафедрой аналитической экономики и эконометрики экономического факультета БГУ.

Но при сравнении результатов с 2018 годом эксперты отмечают активный прирост вкладов в национальной валюте. Такая динамика объясняется более высокими ставками по рублевым вкладам.

Купюры стоят дорого

Чтобы зарубежные «бумажки» появились в наших банках, надо отправить за кордон отечественные товары или оказать иностранцам услуги, а полученную валюту завезти в страну. Это первый путь. А второй — закупить у международных финорганизаций, торгующих баксами, эти самые банкноты и доставить их, как правило самолетом, к нам. Говоря об этом купюрном бизнесе, Forbes писал, что комиссия иностранных банков в данном случае может составлять от 0,02 до 2% от суммы сделки. 

К сведению, стоимость изготовления одной банкноты независимо от номинала составляет от 5 до 15 центов. Выгодный для США бизнес. Однако он влетает, что называется, в копеечку тем, кто в расчетах использует эту глобальную валюту. 

Снижение зависимости от доллара — это то, к чему стремится любое государство со своей национальной валютой: чем больше доля таких расчетов у бизнеса, государства и граждан, тем стабильнее экономика. Так проще переживать финансовый шторм на мировых рынках. Кстати, на днях наш Нацбанк заявил, что европейские банки и финансовые организации, предоставляющие услуги по продаже наличных долларов на европейском рынке, испытывают трудности с доставкой валюты из США. Это привело к дефициту наличных долларов в странах региона на фоне увеличения спроса на них, обусловленного высокой волатильностью на мировых финансовых рынках.

В начале года в Беларуси была утверждена Стратегия повышения доверия к национальной валюте до 2035 года. 

— Стратегия повышения доверия к нац­валюте разработана на долгосрочную перспективу. Это огромный комплекс последовательных взаимосвязанных шагов, которые будут способствовать повышению доверия населения к белорусскому рублю, — отмечает Екатерина Господарик. — Предусмотрена отвязка от доллара ставки налогов, арендной платы, а также цен и тарифов, поскольку номинирование цен и тарифов в инвалюте вносит дисбаланс на внутренний валютный рынок, делая его чувствительным для шоков ослабления нацвалюты, а также увеличивает необоснованные девальвационные ожидания со стороны населения. 

По мнению эксперта, в странах с устойчивым валютным рынком привязывать цены, тарифы, ставки и прочее к иностранной валюте неправильно. Экономические показатели должны исчисляться в национальной денежной единице. Необходимо ограничить расчеты в иностранной валюте внутри страны, а также запретить указывать цены кроме как в рублях. «Мы идем по этому пути. И это вопрос не только экономики, но и независимости», — уверена Екатерина Господарик.

МНЕНИЯ

Что нужно сделать для девалютизации экономики 

Александр Муха, аналитик исследовательской группы BusinessForecast.by:

— Чтобы граждане перестали все переводить в доллары, требуется целый комплекс мер. В первую очередь нужно соблюдать два важных аспекта: поддержание низких и предсказуемых темпов инфляции и поддержание стабильной ситуации на внутреннем валютном рынке. Если нам удастся выдержать низкую инфляцию на более долгосрочном отрезке и сохранить стабильную ситуацию на валютном рынке, то со временем на уровне бытовых расчетов население не будет обращаться к валюте. 

Положительная тенденция последних лет — увеличение доли рублевых депозитов в общей структуре банковских вкладов. Происходит девалютизация. Конечно, сегодня мы видим нестабильность на международных финансовых рынках (на что, несомненно, повлиял коронавирус). Но, повторюсь, важно придерживаться долгосрочной стратегии. 19 марта Нацбанк сообщил, что вводит изменения по вкладам и кредитам. Новшества касаются такого показателя, как расчетная величина стандартного риска (РВСР). Теперь банки могут на свое усмотрение устанавливать процентные ставки по вкладам. То есть более оперативно реагировать на меняющуюся ситуацию. Сегодня важно сохранить привлекательность национальной валюты как средства сбережения.

Анна Закревская, юрист:

— Конечно, полный отказ от доллара в глобальном масштабе сегодня вряд ли возможен. Приведу сравнение: как расстояние меряется километрами, так экономика в мире измеряется пока в долларах. Конечно, внутри страны нам нужно «разворачиваться» к своей валюте. Это политика укрепления финансовой системы любой страны. Работа Правительства и Национального банка, направленная на укрепление доверия к нацио­нальной валюте, ведется давно. Но только административных мер для ухода от доллара недостаточно. Стоит признать: мы так и не научились уважать национальную валюту. Нередко с зарплаты люди бегут в обменник прикупить сотню-другую долларов. Во многих, в том числе и постсоветских, странах от пересчета стоимости квартир и машин в долларах давно ушли. К этому надо стремиться и нам.

Сейчас идет либерализация административного кодекса. Одна из основных задач этого процесса — сделать в законе уклон на профилактику, а не на наказание. Например, сегодня административная ответственность за расчеты в иностранной валюте без соответствующего разрешения предусмотрена одной статьей КоАП, а административная ответственность за незаконное принятие иностранной валюты в качестве платежного средства — другой. По сути, это все стороны одной монеты. Думаю, за расчет в валюте должна быть большая возможность дифференциации штрафов, чтобы разграничить их применение за совершение «злостных нарушений» и «случайных ошибок». 

ДОСЛОВНО

Павел Каллаур, Председатель Правления Национального банка Беларуси:


— Национальная валюта — неотъемлемый атрибут государственного суверенитета и важнейший экономический инструмент. Это финансовая связь структурных элементов государства, его социальной и хозяйственной сфер. Доверие к национальной валюте является важнейшим индикатором уровня доверия к институтам власти и проводимой ими экономической политике, одновременно оказывая непосредственное воздействие на ее эффективность. Низкий уровень доверия снижает потенциал роста экономики, высокий — является драйвером устойчивого и инклюзивного экономического развития.

СВОИ РУБЛИ БЛИЖЕ

Что предусмотрено Стратегией повышения доверия к национальной валюте в Беларуси до 2035 года

♦ Ставки налогов, арендной платы и тарифов (цен) госорганизаций планируется устанавливать в белорусских рублях.

♦ Выплаты, пособия, субсидии будут осуществляться преимущественно в национальной валюте.

♦ При оценке объемов денежных средств, связанных с экономикой Беларуси, суммы должны указываться в рублях.

♦ К 2021 году предполагается полностью реализовать меры по переходу на режим инфляционного таргетирования (режим денежно-кредитной политики, цель которого — ценовая стабильность. — Прим. ред.)

♦ В ближайшие 2–3 года активизируется работа по существенному снижению уровня монополизма в экономике, будут полностью исключены региональные ограничения по движению товаров внутри страны.

♦ С 2020 года на постоянной основе предусмотрена эмиссия государственных ценных бумаг, номинированных в национальной валюте, с различными сроками обращения для различных категорий инвесторов.

kristinahilko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter