Условно съедобная еда

Почему просроченные продукты попадают на полки наших магазинов

Испорченное мясо, подгнивающие томаты и просроченный сыр. Любые факты выявления некачественной продукции на прилавках у нас в стране нередко превращаются в скандал. Впрочем, на общую ситуацию это влияет мало — до сих пор практически в каждой розничной точке можно найти товары, срок годности которых давно истек. Чем объясняют это торговцы и на какие уловки они идут, чтобы продать залежавшийся продукт, выясняла корреспондент «Р».

фото виталия гиля

Броски гнилыми помидорами


Помните сцену из «Мастера и Маргариты», в которой Азазелло и буфетчик Андрей Фокич спорили о свежести осетрины? Устами своего героя классик изрек прописную истину: свежесть бывает только одна — первая. К сожалению, помнят об этом далеко не все торговцы. В погоне за прибылью, что уж скрывать, некоторые из них идут на все: на продажу просрочки, на переклеивание даты упаковки товара и даже на подделку нужных бумаг. Разобраться в этих хитросплетениях неподкованному потребителю очень сложно. А потому изучить полки «Р» пригласила представителей ОО «Защита прав потребителей «Содружество»: председателя Вячеслава Шмата и ведущего специалиста Александра Алова.

У дверей популярного магазина на проспекте Газеты «Звязда», 16 мы встречаемся в 8.05. Торговый объект принял первых посетителей пять минут назад. Чтобы не вызвать подозрений, мужчины предлагают мне взять корзинку и прогуливаться между полками отдельно от них. Тем временем мои компаньоны вооружились тележками и с видом праздных покупателей разъехались в разные стороны.

В условленное время встречаемся в центре торговой точки. У Вячеслава и Александра — полная тележка просроченных продуктов: зефир, замороженные окорочка цыпленка, куриная грудка, столовый хрен, филе сельди в масле. Плавленый сыр, который должны были утилизировать еще 2 месяца назад. Здесь же — помидоры и перец с плесенью. Всего 15 наименований. Эксперимент пробить все через кассу и потребовать вернуть товар обратно не удается: в лицо Вячеслава Шмата — грозу обвеса и просрочки — знают в каждом магазине Минска и давно отказываются продавать ему негодный товар, предлагая все заменить.


— Вы только посмотрите на эти помидоры — гнилые и с плесенью! Их даже выискивать не пришлось, лежали на самом верху, — возмущен до глубины души Шмат. — Да и цена у них немаленькая: некоторые сети продают томаты уже дешевле чем один рубль, а здесь они стоят 2,39 рубля за килограмм. Мы знали, что здесь будет непорядок, потому сюда и пришли.

Завмаг оказался в отпуске, его заместитель не нашла времени пообщаться с нами и, лишь гневно сверкнув глазами, убежала «по срочным делам». Отдуваться за всех приходится рядовому персоналу. На вопрос, почему допустили на полках такое количество товара с истекшим сроком годности, ответ простой: мерчандайзеры недосмотрели, а персонала не хватает.

— Вообще-то парень там стоит, должен был перебрать овощи, — неуверенно бормочет работница, предусмотрительно перевернув свой бейджик, чтобы нельзя было узнать имя. — Там же есть и хорошие помидоры. Сейчас жара такая стоит, что портится все быстро.

Пока Вячеслав Шмат перечисляет все в книге замечаний и предложений (а это у него заняло две страницы и почти час времени), делится опытом:

— Отговорки про то, что персонала в магазинах не хватает, мы слышим постоянно. Самое неприятное, что официальные ответы от магазинов в нашу организацию приходят стандартные: мол, ничего такого не было, никакой просрочки не обнаружено. Поэтому я стараюсь всегда снять ценник или этикетку, чтобы доказать факты нарушения, в том числе и представителям санстанций.

Больше всего просрочки можно найти в магазинах в выходные и праздничные дни, а также в будни с утра и до обеда.

Бабушка и практиканты


Оставив тележку просроченного товара работникам магазина, которые пообещали утилизировать все продукты, отправляемся в другую точку этой же популярной сети. Адрес — проспект Дзержинского, 106/1. По дороге Вячеслав Шмат и Александр Алов рассказывают, что не у всех представителей ретейла репутация с душком. Многие сети — «Виталюр», «Корона», «Радзивилловский» — работают хорошо. К ним претензий практически нет. А вот отдельные продавцы в торговых точках с участием зарубежного капитала славятся не самым лучшим сервисом и стараются нажиться на доверчивых покупателях любыми путями. Даже скидки устраивают в определенное время (чаще с утра и до обеда), чтобы распродать товар с истекшим сроком годности. А уж в выходные и праздничные дни сколько просрочки реализуется!

— Если бы у нас магазины получали за просрочку такие же штрафы, как за границей, подобной ситуации не было бы. Нашим же выгодно продать такой товар и раз в месяц заплатить от 30 базовых величин.

К слову, бывают ситуации, когда сами проверяющие органы закрывают глаза на такие вещи. Например, недавний случай, когда активисты общества направили в санстанцию товарный чек на просроченную селедку, чек возврата, а также ярлыки магазина и производителя. Ответ пришел неожиданный — недостаточно доказательств. Правда, позже городская СЭС все же провела там проверку и вроде бы наказала виновных за нарушения.

Самая банальная отговорка ретейла — нехватка кадров.

Наконец приезжаем в торговый центр на Дзержинского. Место это новое, проходимость хорошая. Казалось бы, работы для нас не будет. Но опытный глаз моих спутников выискивает немало просроченных продуктов: хрен, несколько видов соусов, сухари, сальтисон, бедро цыпленка. Здесь же и бытовая химия: известное чистящее средство для унитазов, срок годности которого истек месяц назад.

— Хотя унитаз-то, в отличие от людей, не отравится, — выносит вердикт Вячеслав Шмат, — снять с полок его все же придется.

Местное руководство тоже все в отпуске. Кассир 6-го разряда Любовь Домброва взвинчена и встревожена:

— Людей не хватает. Продавцов работает в два раза меньше, чем нужно. Из 15 необходимых кассиров у нас только 8. А вы видели, кто у нас в молочном отделе? Бабулечка! Пенсионерка! Мы с ней постоянно ругаемся. Да еще практиканты из училища печатников. Работать некому, зарплаты низкие, премию в прошлом месяце дали, стыдно сказать, 1 рубль.


Сомнительная сказка

Последняя точка на сегодня — магазин уже другой сети, расположившийся по улице Орды, 37. Всего полчаса — и в нашей тележке несколько упаковок сыра «Моцарелла», творожная паста, салат из моркови с сельдереем, буханка хлеба, биойогурт. Обращаем внимание и на торты с сомнительной наклейкой даты производства. Срок годности кондитерских изделий — 120 часов, однако что-то подсказывает, что на прилавке они пребывают явно дольше. Вячеслав Шмат просит показать документы на сладкий товар. Бумаги не несут долго. Завмаг Анна Хаткевич кому-то звонит и диктует в трубку названия всех тортов, которые мы отобрали, затем отходит и добавляет громким шепотом: «Напиши там 13-е число».

Мои борцы за справедливость рассказывают, что будет дальше: руководство магазина попросило у производителя прислать бумагу с нужной датой. Нам принесут факс или ксерокопию, так как в оригинале будет явно видно, что товар продается с просрочкой. Так по факту и оказывается: один из сотрудников приносит некачественную распечатку:

— Оригинала нет, у нас стажеры работают, так что с бумагами сейчас непорядок.

Что и требовалось доказать. Кстати, почему-то мы не поверили, что товар с полок исчезнет. Так что если вдруг увидите в магазине по вышеуказанному адресу торты «Сказка», «Наполеон», «Королевский» и «Шоколадно-банановый» с сомнительной наклейкой, то лучше не берите. Иначе сказка может оказаться с плохим концом.

По словам Вячеслава Шмата, нередки случаи, когда самим производителям невыгодно забирать просроченный товар, поэтому они снабжают магазины своей лентой и упаковкой. А дальше продавцы ловко перебивают даты, продавая товар явно не первой свежести. Так что бдительность при походе в обычный магазин никому точно не повредит.

konoga@sb.by

1/
Фото: Артур ПРУПАС
Фото: Артур ПРУПАС
Фото: Артур ПРУПАС
Фото: Артур ПРУПАС
Фото: Артур ПРУПАС
Фото: Артур ПРУПАС
Фото: Артур ПРУПАС
Фото: Артур ПРУПАС
Фото: Артур ПРУПАС
Автор фото: Артур ПРУПАС
Версия для печати
оля, 29, минск
когда вот этот проверяющий пдкидывает просроченые товары всехорошо ему все прощается
Валентина, 99
Покупательская спрос не бесконечный, а количество магазинов растет как грибы после дождя! Плюс жадность, никто не хочет снижать цену на товар когда срок реализации подходит к концу, легче перебить дату. Только большие штрафы владельцев магазинов, их закрытие с открытием уголовных дел может остановит этих бизнесменов.  
оля, 29, минск
когда вот этот проверяющий пдкидывает просроченые товары всехорошо ему все прощается
Иван г.Кричев
Просто наша торговля еще до сих пор живет по-советски и мало кто заинтересован в том чтобы товар продать, а смотрят
как бы продать по дороже и не думают о сроках годности. И конечно здесь могут помочь скидки, пусть купят за себестоимость . но купят. А дождаться когда испортится и потом выбросить, это полная тупость и глупость.
Анастасия, 25, Минск
Продавцы не успевают со сроками,работать не кому,и это правда,кто бы что не говорил. Никто о продавца не думает в наше время.В больших магазинах на каждом отделе кто то работает,вот и нет проблем,а я в среднем магазине работаю,и весь зал на мне,как тогда успевать за всеми
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?