В ЕАЭС до конца еще не решены проблемы с доступом производителей из других государств к госзакупкам.
Совет создали в далеком 1993 году, и уже четверть века его заседание является основной площадкой для обмена опытом и выработки общих подходов по развитию конкуренции и антимонопольного законодательства. Тема была и остается актуальной. Даже в ЕАЭС, несмотря на многолетний и плотный интеграционный процесс, барьеров, ограничений, а иной раз просто недоразумений хватает. Хотя их количество из года в год и сокращается. До конца еще не решены проблемы с доступом производителей из одних государств к госзакупкам других. Например, в январе прошлого года Россия ограничила участие в оборонных заказах импортеров. В двусмысленном положении оказались некоторые наши швейные и текстильные предприятия, традиционно поставляющие продукцию для армии страны-соседки. Находится на стадии создания общий рынок энергетики, нефти, газа, грузоперевозок, не все гладко в фармацевтике… Но по этим проблемам чуть ли не еженедельно с экспертами проводятся видеоконференции, происходит активный обмен мнениями в поисках консенсуса. Все-таки экономики стран ЕАЭС достаточно разные, и выработка общих подходов объективно не может быть стремительной. Хотя «по линии антимонопольного регулирования хорошо продвинулись вперед», — отметил успехи заместитель министра белорусского МАРТ Андрей Картун.
И во время МСАП пройдет несколько интересных и в определенной степени знаковых мероприятий. Прежде всего, это первая международная конференция по вопросам антимонопольного регулирования в странах ЕАЭС, организованная МАРТ совместно с Международной финансовой корпорацией и Некоммерческим партнерством «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ». Докладчиками будут не только профессиональные «антимонопольщики» из ЕАЭС, но эксперты из стран Союза и Европы, международных организаций. Очень важно, по мнению Андрея Картуна, что в конференции будет широко представлена судебная власть. В том числе, и из суда ЕАЭС. Именно в нем можно обжаловать решение Комиссии по делам о нарушении общих правил конкуренции. Поэтому мнение судей принципиально важно.
Планируется и серьезное практическое мероприятие: общественная приемная блока по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК. Предприятия-экспортеры смогут задать любые вопросы по проблемам нарушения их законных прав на общих рынках Союза. Самые насущные для них. В конце концов, самая чудесная и справедливая буква закона мертва, если ей не умеют пользоваться. А наши предприятия еще не слишком сильны в этой области законодательства. И далеко не всегда методично и настойчиво отстаивают свои права, а порой и вовсе не знают, как это делать. Даже если для этого есть инструменты. Общественная приемная, которая пройдет в Минске, — один из инструментов так называемого адвокатирования конкуренции. А говоря проще, повышения информированности субъектов хозяйствования. Руководители департаментов из ЕЭК расскажут нашим предприятиям, как себя правильно вести в тех или иных ситуациях, чтобы юридически грамотно отстоять свои законные права и интересы. Возможности есть, и ими надо пользоваться.
При всем несовершенстве рынков соседних стран не обходится и без отраслевых лобби, и картельных сговоров, и просто коррупции. Но надо признать: антимонопольное законодательство ФАС научила уважать так же, как уголовный кодекс. После огромных штрафов и предписаний, которые выписывались сырьевым корпорациям, казавшимся до этого момента всемогущими и неприкасаемыми, бизнес нарушать принципы конкуренции не рискует. Слишком большие финансовые потери могут последовать. Поэтому грамотно составленные претензии в ЕЭК могут возыметь серьезные последствия..
Андрей Картун признает: антимонопольная практика у нас еще на стадии становления. Многому предстоит научиться и профильному ведомству, и чиновникам в целом, и компаниям. Зато у Беларуси есть возможность использовать опыт соседей и намного быстрее двигаться вперед, учась на чужих успехах и, естественно, ошибках.
volchkov@sb.by