Ускользающие величины

Как тратились деньги, выделенные на государственную программу информатизации
Как тратились деньги, выделенные на государственную программу информатизации

— Поверьте, я с уважением отношусь к ученым. Но при этом не намерен мириться с откровенным растранжириванием бюджетных средств. Если подобные безобразия допускаются, виновные обязательно ответят по всей строгости закона. Защита государственных интересов — это основа основ нашей деятельности. — Столь жестким и бескомпромиссным предупреждением председатель Комитета государственного контроля Зенон Ломать открыл очередную коллегию. А упоминание интеллектуальной элиты страны в контексте борьбы с финансовой недисциплинированностью объясняется вынесенными на обсуждение вопросами. Первым и самым главным был анализ результатов проверки выполнения Государственной программы информатизации «Электронная Беларусь».

Реальность, с которой столкнулись сотрудники КГК, оказалась действительно неприглядной. Программа «Электронная Беларусь» задумывалась для того, чтобы сформировать в республике единое информационное пространство, позволяющее более эффективно работать как органам государственного управления, так и экономике в целом. Естественно, достижение такой благой цели нуждалось в серьезном финансировании. И с 2003–го по начало 2006 года на научно–исследовательские и опытно–конструкторские работы из казны было выделено около 17 миллиардов рублей. Окупились ли в итоге затраты? Судите сами. Предполагалось, что к концу 2005 года должны быть завершены научно–исследовательские работы по 97 проектам. На самом деле удалось закончить только 6 проектов, а к 52 ученые даже не успели приступить. Зато некоторые руководители стратегический государственный заказ превратили в своеобразный бизнес. Для этого чаще всего использовалась элементарная схема. Директора в возглавляемых ими учреждениях создавали так называемые временные научные коллективы, в которые включали и самих себя. С этими ВНК заключались договоры подряда на выполнение неких исследований. А потом высокопоставленные ученые фактически у себя же принимали работу и получали за нее вознаграждение.

Например, генеральный директор Национального центра информационных ресурсов и технологий одновременно входил в три, а иногда сразу в шесть подобных коллективов. За три года его дополнительный доход от такой деятельности составил 46 миллионов рублей, в том числе по программе «Электронная Беларусь» — 9 миллионов рублей. Не остались внакладе и подчиненные директора: только бухгалтеру в 2003 — 2005 годах было начислено почти 17 миллионов рублей.

Все это стало возможным потому, что оплата труда временных научных коллективов у нас до сих пор законодательно не отрегулирована. И такая юридическая лазейка позволяет устанавливать размеры гонораров исполнителям, что называется, с потолка.

Впрочем, даже столь высокие премиальные, наверное, еще можно было бы как–то оправдать, если бы «ноу–хау» приносили ощутимый экономический эффект в масштабах страны. Но ведь известно, что большие деньги способны порой оглушить совесть даже самых приличных людей. Пожалуй, только этим объясняется некрасивая история, случившаяся с директором Белорусского научно–исследовательского центра электронной документации. В отчет о деятельности временного научного коллектива он включил и свой многостраничный труд. Который на самом деле оказался... перепечаткой из Интернета статьи российского автора. Тем не менее плагиатор не постеснялся получить за это в кассе 2 миллиона рублей!

А вот случившееся в Бресте и вовсе стало поводом для возбуждения уголовного дела. Там Центр внедрения научно–технических разработок за 51 миллион рублей якобы приобрел у посредников — лидской и московской частных фирм — программно–технические средства. Когда сотрудники КГК потребовали показать их, в центре лишь беспомощно развели руками. Позже было установлено, что один из участников этой сделки — пресловутая лжепредпринимательская структура...

Проверяя исполнение программы «Электронная Беларусь», контролеры обнаружили и другие нарушения: покупку мебели и множительной техники, выплату сверхлимитных вознаграждений из денег, выделенных на исследовательские работы, и т.д. Всего же только факты неэффективного использования бюджетных средств потянули на общую сумму 640 миллионов рублей. При этом не были выполнены намеченные на 2003 — 2005 годы первоначальные этапы программы «Электронная Беларусь». А над многими проектами разработчики корпели так долго, что эти интеллектуальные продукты успели морально устареть.

Поэтому неудивительно, что коллегия Комитета госконтроля внесла предложение о привлечении к ответственности чиновников, не сумевших наладить контроль за воплощением государственной программы информатизации, и об увольнении сразу нескольких руководителей республиканских научных организаций. А председатель КГК Зенон Ломать пообещал, что в начале следующего года госконтроль детально проверит вообще все НИИ, финансируемые из бюджета. Так что не исключено, ученым вскоре предстоит кропотливая «работа над ошибками».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter