В этом январе поклонники вспоминают актрису Анну Самохину

Ускользающая красота

Актриса Анна Самохина на экране всегда выглядела яркой и блистательной. Ей было суждено воплотить как романтических героинь из классики («Дон Сезар де Базан», «Царская охота», «Узник замка Иф», «Тартюф»), так и современных роковых красавиц («Воры в законе»). Зрители сходили по ней с ума, режиссеры нещадно эксплуатировали ее внешность, от многих предложений Самохина позже даже отказывалась, настолько однотипными они ей казались. Актрисы нет с нами уже больше десяти лет, но в социальных сетях до сих пор существуют группы ее поклонников, которые делятся фотографиями и редкими записями. Фильмы с ее участием смотрит уже новое поколение зрителей. В этом январе Анне Самохиной могло бы исполниться 60 лет.

Детство без романтики

Анна Самохина (урожденная Подгорная) родилась 14 января 1963 года в городке Гурьевске Кемеровской области. Вскоре родители переехали в Череповец, устроились на металлургический комбинат. Отец девочки работал в литейном цеху, мать — в конструкторском бюро. К сожалению, семья не была благополучной. Скандалы случались слишком часто, а страх нищеты, по признанию самой Самохиной, остался с ней на всю жизнь. Отец ушел из жизни, когда Анне исполнилось восемь лет. 

С 14 лет Самохина стала играть в Череповецком народном театре. После восьмого класса подала документы в Ярославское театральное училище. Среди ее однокурсников был Александр Самохин. Между ними пробежала искра. Как только Анне исполнилось 16 лет, они поженились и, окончив училище, вместе уехали по распределению в Ростовский ТЮЗ.


В Ростове у пары родилась дочь, названная в честь отца Александрой. И тут в судьбу Анны вмешался случай: в общежитие актеров Ростовского ТЮЗа приехал ассистент режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича, готовившегося снимать фильм «Узник замка Иф» по роману Александра Дюма «Граф Монте-Кристо». Режиссер хотел найти молодую неизвестную актрису на роль Мерседес. Вскоре Анна уже спешила в Москву на пробы, ее утвердили на роль. Режиссер по достоинству оценил внешность неизвестной провинциалки.

В звездной компании

24-летняя Анна оказалась на одной съемочной площадке с Алексеем Петренко, Михаилом Боярским, Евгением Дворжецким, Всеволодом Шиловским, Игорем Скляром… Она достойно смотрелась рядом со звездами. Так уверенно сыграла Мерседес, что зрители и не догадывались, что перед ними дебютантка. 


Режиссер Юрий Кара, впечатлившись работой Самохиной у Юнгвальд-Хилькевича, пригласил ее на роль Риты в бесшабашную криминальную драму «Воры в законе» по мотивам произведений Фазиля Искандера. Фильм стал настоящим хитом конца 1980-х. Актриса оказалась чрезвычайно органичной в роли роковой красавицы Риты, составив достойную экранную пару Валентину Гафту. Хотя критика того времени восприняла картину крайне негативно, зритель проголосовал рублем: ее посмотрели почти 40 миллионов человек!

Анна Самохина стала настоящей звездой. Дальнейшие проекты только укрепили ее звездный статус. В костюмной музыкальной ленте «Дон Сезар де Базан» Яна Фрида она снова снялась вместе с Михаилом Боярским. В фильме Виталия Мельникова «Царская охота» по одноименной пьесе Леонида Зорина ее партнером стал блистательный Николай Еременко — младший, представитель яркой белорусской творческой династии.


 
Вместе с мужем и дочерью в 1989 году Самохина переехала в Санкт-Петербург, стала служить в Театре имени Ленинского комсомола. В начале 1990-х сыграла больше десятка киноролей.

Кризис жанра 

Однако к середине 1990-х ситуация в кино резко изменилась: фильмов снимали мало, предложений почти не поступало. Единственной картиной, о которой впоследствии актриса отзывалась с удовольствием, оказался «Китайский сервиз» Виталия Москоленко. Авантюрная комедия о карточных шулерах, плывущих по Волге, была приправлена яркой актерской игрой Олега Янковского, Сергея Безрукова, Сергея Никоненко, Владимира Меньшова и других звезд. Самохиной досталась роль мошенницы, скрывающейся до поры до времени под образом изысканной певицы.

Когда кино исчезало из жизни Анны, она все равно не могла сидеть без работы: много занималась конферансом, работая в паре с заслуженным артистом России Николаем Поздеевым. Решила попробовать себя в поп-музыке и записала совместный альбом с Дмитрием Нагиевым. Деятельная натура проявлялась во всем.


Актриса трижды была замужем, но настоящего личного счастья, говорят, так и не обрела. Первый брак Анны Самохиной распался в 1994 году. После она вышла замуж за бизнесмена Дмитрия Конорова, который помог создать ей собственную киностудию «Диапазон». В 1996-м студия представила в Монако фильм «Гроза над Русью». В картине сыграли Сергей Бондарчук и Олег Борисов. Кроме того, при поддержке мужа Самохина открыла в Санкт-Петербурге два ресторана — «Граф Суворов» и «Поручик Ржевский».

Расставшись со вторым мужем и оставив рестораны, переставшие приносить доход, Анна вновь вернулась в кино и на сцену. В 2004 году начались ее отношения с бывшим таможенником Евгением Федоровым. Однако и они оказались недолгими.

Сериальная эпоха

Тогда же началась эпоха сериалов. Первыми значимыми работами Самохиной стали роли в сериалах «Улицы разбитых фонарей — 2», «Бандитский Петербург», «Черный ворон». В общей сложности в 2000-х она сыграла около двух десятков ролей, почти каждая из которых стала яркой и запоминающейся. Тогда же Анна вернулась и на театральные подмостки. Однако неожиданная болезнь разрушила все планы. «Мама до последних дней надеялась, что поправится и вновь сможет радовать публику своими ролями, — вспоминает ее дочь Александра. — Она хотела, чтобы ее помнили молодой и красивой. Даже к этой трагической ситуации относилась с улыбкой, не воспринимала все происходящее всерьез».


В конце ноября 2009 года актрису начали мучить сильные боли в желудке. Обследование выявило у Самохиной рак желудка последней, неоперабельной, стадии. По свидетельствам близких, она сгорела за несколько недель. Последние дни провела в хосписе, не желая, чтобы ее видели больной и беспомощной.

Анны Самохиной не стало 8 февраля 2010 года. Ей было всего 47 лет. Похоронена она в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище.
«Назвать вам мою любимую кинороль?.. Они все, — отвечала Анна Самохина. — «Воры в законе» — работа, которая принесла мне безумную популярность, спасибо ей. «Дон Сезар де Базан», «Царская охота» — это такие работы, где и танцевать, и петь приходилось, а уж какие там были партнеры, о-о-о! Что говорить...» 
pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter