Открытие комплекса ПРО в Румынии поставило Европу перед новой военной реальностью

Ушли на базу

Открытие комплекса противоракетной обороны (ПРО) в Румынии поставило Европу перед новой военной реальностью
Официальное открытие комплекса противоракетной обороны в Румынии, состоявшееся на этой неделе, поставило Европу перед лицом нового раскола. Наземные базы в бывших соцстранах — а следующим после Румынии этапом американской программы ПРО должно стать открытие базы в Польше — в Москве рассматривают как угрозу.

Представитель российского МИД Мария Захарова уже заявила, что появление пусковых установок стратегической ПРО США на суше идет вразрез с одним из ключевых положений Договора о РСМД (Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности).

А еще в самом начале украинского кризиса российский МИД предупреждал, что размещение американской ПРО в Европе поставит под угрозу и Договор СНВ–3. За прошедшие два года российские конструкторы нашли решение, чтобы не бояться ПРО. Россия создала систему ракет нового поколения. Российские военные эксперты считают, что на усиление контингента НАТО у границ РФ и установку элементов противоракетной обороны США в Румынии и Польше Россия должна ответить размещением этих систем в приграничных районах.

Эксперты говорят, что сегодня мы наблюдаем конец всех договоров, которые окончили холодную войну. Чем можно восполнить вакуум на месте рушащейся системы безопасности и какова роль Беларуси в меняющейся системе международных отношений?

Этот вопрос я задала известному белорусскому политологу, директору Центра по проблемам европейской интеграции Юрию Шевцову.

— ПРО США в Европе — двойная проблема. Одна с точки зрения российского генералитета заключается в том, что евроПРО усиливает потенциал США, так как при некоторых обстоятельствах способна отразить ответный удар российских ядерных сил. Вторая заключается в том, что установки ПРО предусмотрены не только для обороны, их можно использовать и под ударные ракеты. Это кардинально разрушает баланс сил: нарушает РСМД и подрывает СНВ–3.

Ответ есть. Россия создала ряд ракет нового поколения, для которых ПРО не является угрозой. И этот ответ формально пока не требует выхода из СНВ–3. Что касается Договора РСМД, то он трещит по всем швам.

Если этот договор рухнет, это открывает большую напряженность в Европе. Мы стоим в начальной фазе острого международного кризиса, связанного как с Договором РСМД, который летит в пропасть, так и связанного с началом новой гонки вооружений — межконтинентальных баллистических ракет. Это все накладывается на предстоящий в июле саммит НАТО, где будет рассматриваться военное усиление альянса в Восточной Европе.

— Есть ли пути дипломатического решения этого кризиса?

— Есть проблески. Это голосование в парламенте Франции о снятии санкций с России. Консолидация Запада против России не выглядит уже такой бетонной. Под нажимом западных политиков на Киев остановлены боевые действия в Украине. И есть новая политика Запада по отношению к Беларуси.


— Как она влияет на общеевропейскую безопасность?

— Сегодня в Евросоюзе возобладала позиция, в соответствии с которой Беларусь рассматривается как клин между антироссийской Украиной и Прибалтикой. Если Беларусь позволит странам между Балтийским и Черным морями слиться в жесткой антироссийской позиции — это означает раскол Европы хуже, чем было во времена холодной войны. Во многом благодаря нашей стране не происходит такого глубокого раскола. Есть пространство для дипломатического маневра.

В Евросоюзе на уровне старой Европы это понимают. Таким образом, Беларусь рассматривается как новый важный фактор международных отношений.

romanova@sb.by

Советская Белоруссия № 90 (24972). Суббота, 14 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter