Издано уже 8 базовых учебников

Ушли на базу

В последний год в дискуссиях о школе появилась новая тема — базовый учебник. Много спорили, еще больше обещали. Но вот от слов перешли к делу. И если где–то учителя и ученики до сих пор новинок в глаза не видели, то большинство учебных заведений уже могут предметно обсуждать, что получилось, — как минимум на примере новых пособий по истории для шестиклассников. Оправдали ли авторы ожидания? Станет ли базовый учебник тем фундаментом, который поможет повысить качество нашего образования? И чего ждать от следующих партий таких пособий? Эти вопросы «СБ» задала представителям системы образования.


Валентина Гинчук, заместитель директора по научно–методической работе Национального института образования, уверена, что внедрение базовых учебников идет по плану:


— К 2016/17 учебному году мы издали восемь базовых учебников: «Всемирная история» 6 класс, «История Беларуси» 6 класс, «Искусство» для 5 и для 6 классов, «Лiтаратурнае чытанне» 2 класс для учреждений образования с русским языком обучения и с белорусским языком обучения, «География» 6 класс и «Человек и мир» 5 класс. Сегодня все эти пособия отпечатаны. Базовые учебники будут появляться поэтапно до 2020 года по всем предметам, и их введение в процесс образования будет связано с внедрением обновленных учебных программ. В 2015/16 учебном году оно произошло в первых, пятых и десятых классах, в этом — у вторых, шестых и одиннадцатых, в следующем наступит очередь третьих и седьмых, затем — четвертых и восьмых... До 2021/22 года мы полностью перейдем на обновленное содержание образования по всем учебным предметам и к этому моменту планируем издать все необходимые пособия. Важно, что базовые учебники разрабатываются на конкурсной основе. И принять участие в конкурсе может каждый специалист, у которого есть знания, умения и компетенции, необходимые для создания современного школьного пособия.

Фото  Павла  ЧУЙКО.

Получилось ли реализовать концепцию базового учебника? Возьмем, например, первую часть нового пособия по истории Беларуси. Здесь, как и предполагает концепция базового учебника, теперь более доступно изложен материал с учетом возрастных особенностей учеников. Это один из аспектов, по которому обычно возникает много замечаний, мол, трудная терминология, сложновато написано, поэтому именно доступности изложения уделялось самое большое внимание. Второй момент — в пособии разные формы представления учебной информации, а не просто сплошной текст. Здесь есть документы и схемы, иллюстрации и исторические карты. Это обусловлено тем, что современному человеку приходится читать графики, диаграммы, таблицы и схемы, чему необходимо учить в школе. Третья особенность — в базовом учебнике минимальное необходимое и достаточное для качественного образования содержание по предмету в соответствии с учебной программой. Но дети разные, и для очень мотивированных, чтобы реализовать принцип дифференцированного обучения, предусмотрен навигационный аппарат, который отсылает к атласам, хрестоматиям, электронным образовательным ресурсам. Как это работает? Ученик находит на полях учебника соответствующее условное обозначение и обращается к указанной под ним странице в хрестоматии или атласе. Есть и значок–ссылка на электронные образовательные ресурсы, размещенные на Национальном образовательном портале. Пока только в этом учебнике по истории авторы поместили и QR–коды, которые позволяют считывать их через смартфон и сразу выходить на нужный электронно–образовательный ресурс. А электронная версия учебника в pdf–формате снабжена гиперссылками. Особого внимания в новом пособии заслуживает рубрика «Наведайце славутыя мясцiны», которая рекомендует посетить исторические достопримечательности Беларуси, связанные с изучаемым историческим периодом. Цель — сделать изучение истории более практико–ориентированным.

Александр Макаренко, кандидат педагогических наук, настроен пессимистичнее:


— Боюсь, базовый учебник, к которому предъявили столько требований, на выходе получится не таким, каким ожидается. Ведь кто его напишет на соответствующем уровне? На мой взгляд, пока в стране нет примера, чтобы написали хоть один нормальный учебник. Возьмите пособие по физике за 10 класс: восемь рецензентов, а в результате страшно в руки взять...

Думается, рано дискутировать о базовом учебнике, когда допущены стратегические ошибки в построении школы. У нас нет концепции средней школы, так о чем можно говорить? Построение любого здания, двигателя, самолета, танка всегда начинается с разработки основных концептуальных положений. Так же и учебник — это лишь один из важных компонентов школы. Выходит, концепции нет, но решили ее частично внедрить в базовый учебник, перефразировав диссертацию российского доктора наук, защищенную несколько лет назад. Задом наперед идем? Моя точка зрения: этот ориентир–концепт по сути своей пагубен для национальной белорусской школы. И если соседняя Россия — мощная педагогическая держава, где от доведения идеи до абсурда спасает очень непростой диалог ученых с участием педагогической общественности, то у нас наблюдается некая загипнотизированность западными установками, такое ощущение, что любую задумку готовы подстраивать под Болонский процесс. Когда преобразовывали школу под профильное обучение, наступили на те же грабли: не позаботились о разработке основополагающих документов, проигнорировали авторитетные мнения опытных практикующих учителей, хотя они указывали, что изначально отсутствует системность и сколько–нибудь обоснованное учебно–методическое и организационное обеспечение изучения того или иного предмета.

Степан Темушев, доцент исторического факультета БГУ, преподаватель Лицея БГУ, автор базовых учебников по истории:


— Над «Всемирной историей» для 6 класса трудилась большая команда, я писал раздел, посвященный славянам, а куратором был мой непосредственный начальник — заведующий кафедрой Олег Яновский. А вот по «Истории Беларуси» мы работали отдельно, первую часть из двух делал я — и методический аппарат, и картографию. Научным редактором текста был Юрий Бохан, доктор исторических наук. Вообще, создание учебника — очень долгая процедура. Одно дело написать текст, но нужны еще и методическое сопровождение, подготовка заданий, вопросов к самому тексту, иллюстративному и картографическому материалу, которые тоже в большом объеме присутствуют. А у нас еще есть электронно–образовательные ресурсы, под которые разрабатываются соответственно и тесты, и интерактивные задания. Получилось ли? Я сам работаю в 11–х классах в лицее, но мой старший сын как раз шестиклассник, так что я не понаслышке знаком с результатом своей работы, потому что все параграфы отрабатываем дома. Вижу, что получилось вполне адекватно. Конечно, мы не все сделали идеально. Например, в некоторых темах очень много убрали дат, и это местами нарушает логику изложения. Но в последующих изданиях эти недочеты будут устраняться.

А какую оценку первым базовым учебникам поставят другие учителя, родители учеников? Ждем откликов.

pasiyak@sb.by

Советская Белоруссия № 7 (25142). Четверг, 12 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter