Ушли, чтобы вернуться...

Фестиваль «Блюз живет в Минске» пригласит в «Зал славы белорусского рока и блюза»
Фестиваль «Блюз живет в Минске» пригласит в «Зал славы белорусского рока и блюза»

В этом году на ежегодном фестивале «Блюз живет в Минске» будут представлены уникальные исторические материалы, которые в дальнейшем станут основой экспозиции музея «Зал славы белорусского рока и блюза», с идеей создания которого некоторое время назад к коллегам, друзьям и музыкальной общественности обратился художественный руководитель фестиваля, председатель «Стар–клуба» Геннадий Стариков.

По словам Геннадия Николаевича, идея эта витала в воздухе давно, но точкой отсчета ее воплощения стали печальные события: смерть друзей и коллег Старикова — замечательного пианиста, композитора и педагога Аркадия Эскина и барабанщика Александра Куковского из Борисова.

— В ночь перед похоронами Аркадия Борисовича я неожиданно проснулся, — вспоминает Стариков. — У меня было ощущение, что его душа залетела ко мне в форточку. Мой внутренний голос словно сказал мне: «Возьми инструмент!» Я взял гитару и сочинил композицию, которую после назвал «Прощай, музыкант». Это блюз, посвященный Аркадию Борисовичу. А у моего коллеги Александра Куковского перед смертью ампутировали обе ноги. У него умерла дочь, оставив на его попечение двоих детей. Помогала чем могла его сестра. Все это заставило вновь задуматься: это же выдающиеся люди, они уходят, и никто не вспомнит их после смерти. Хотя и при жизни они не получали должного: пианист мирового уровня Эскин играл в ресторане «Ренессанс» за 200 долларов.

Все эти горькие мысли заставили Старикова встрепенуться и смахнуть пыль с пожелтевших фотографий. Сейчас в его кабинете висят фото «Верасов», портрет Дина Рида, когда–то выступавшего с ними, его собственные и чужие афиши — например, друга и единомышленника Владимира Кондрусевича, чей творческий вечер недавно состоялся в театре музыкальной комедии и, по мнению Старикова, прошел блестяще. Удивительно, но время не развело его и Кондрусевича в разные стороны, не рассорило. Наоборот, музыканты уже обдумывают возможность реализации нескольких совместных проектов. Не в последнюю очередь под крышей зала славы. Хотя пока главная проблема — именно крыша, полноценное и функциональное помещение для музея. Но и она, как верит Стариков, решаема.

— Я думаю, что к блюзу и рок–н–роллу в нашем музее примкнут и родственные жанры, — раскрывает суть концепции будущего зала Геннадий Николаевич. — Его невозможно представить без фолк–рока — без «Песняров» и Мулявина, без джаза и даже без нашей попсы — вокально–инструментальных ансамблей того времени. Сам музей будет состоять из двух частей — непосредственно экспозиции и передвижной части коллекции.

Конечно, любой музей начинается с экспонатов. Собрать их сегодня воедино — кропотливый и, пожалуй, титанический труд. Геннадий Стариков распахивает шкаф в рабочем кабинете и достает цветастую рубаху в целлофане.

— Это рубашка 1969 года! Ее сшил тот самый Саша Куковский, прекрасный музыкант и художник. Кроме музыки, он занимался скульптурой, обжигом глины, тканями. Если у кого остались вещи того времени — усилители, гитары, наш музей с удовольствием принял бы их в качестве подарка или за умеренную плату, — говорит Стариков. — Ведь я помню, кто–то снимал кинофильм о нашем первом бит–фестивале 1968 года в Минске. Где сейчас эта пленка? У кого? Может, кто–то отзовется.

Кстати, Геннадий Николаевич строго блюдет традиции и акцентирует внимание на том, что в аналогичный «Зал славы рок–н–ролла» в Америке музыканты попадают не за деньги и даже не за свою популярность, а за репутацию в кругу старших коллег. К тому же с момента выхода первого альбома претендента должно пройти не менее 25 лет. В общем, строгие нравы музыкальной элиты.

Сегодня все эти высокие требования и критерии давно выпали из музыки. Музей Старикова и фестиваль «Блюз живет в Минске», который пройдет 21 декабря в концертном зале «Минск», хотят о них немного напомнить.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter