Ушли без трех

22 из 25 возможных сетов провели на корте теннисисты России и Франции. …Все их победы остались в двадцатом веке. Одержаны они над уже несуществующей страной. Одолеть сборную России в неофициальном командном чемпионате мира – Кубке Дэвиса – французским теннисистам пока не удается. Правда, каждое очное противостояние друзей-соперников неизменно превращается в настоящий триллер.

Перед нынешним четвертьфиналом Россию не называл фаворитом только ленивый. Николай Давыденко – 4-я на текущий момент ракетка планеты. Михаил Южный, набравший прекрасную форму, 17-й в мировой табели о рангах. Марат Сафин, так незаметно превратившийся в ветерана сборной, главный командный боец. По словам капитана россиян Шамиля Тарпищева, Сафин в игре за национальную команду не позволяет себе таких вольностей, как в личных турнирах серии Ассоциации теннисистов-профессионалов. Наконец, Игорь Андреев лишь 233-й. Виной тому травма. Зато именно Андреев стал главным творцом выездной победы над чилийцами в одной восьмой.
У французов в числовом выражении все не так благополучно. Ришар Гаске – 15-й, а вот Поль-Анри Матье и Себастьян Грожан – только 56-й и 58-й соответственно. Мишель Ллодра и вовсе 75-й. За россиян, казалось бы, и грунтовое покрытие малой спортивной арены Лужников, которая была в полном распоряжении наших теннисистов уже почти за месяц до четвертьфинала. Причем абсолютно бесплатно. Такой вот благородный жест со стороны большого поклонника тенниса, мэра Москвы Юрия Лужкова. На первый взгляд все складывалось настолько хорошо и благополучно, что даже «соломку подстелить» на случай возможного поражения было негде. Однако, как это часто бывает, беда подкралась незаметно. Незаметно – потому что увидеть тревожные симптомы в стартовой игре Николая Давыденко против Поля-Анри Матье мог только опытнейший специалист. Получите, господин 25-летний француз 6:2 в первой партии и готовьтесь к традиционному рукопожатию уже после трех сетов! Ан нет, нежданно-негаданно «переклинило» Николая, Матье же, наоборот, завелся. Стал тащить все мячи, и не столько в качестве игры, сколько в силе воли и желании победить превосходил Давыденко. Россиянин же, как это ни парадоксально звучит, оказался не готов к... грунту! Сбивался на теннис, характерный для быстрых покрытий, что неизменно приводило к огромному количеству невынужденных ошибок. 2:6, 1:6, шок – это по-нашему! Четвертая партия подарила подобие интриги, но не более. 5:7, 0:1 в матче и вторая пятничная встреча Михаил Южный – Ришар Гаске, в которой номинальным фаворитом являлся француз, превращалась для сборной России в определяющую. И вот тут вспомнилось, что беда ну никак не любит приходить одна! Когда Южный в третьем сете захромал и попросил медицинский тайм-аут, многим стало не по себе. Имея в активе 6:2 и 6:3, отдать такую важную игру из-за проблем со здоровьем было бы очень обидно. И, пожалуй, смертельно для надежд пробиться в полуфинал. Михаил продолжал бороться, не реализовал три матч-бола, проиграв вначале третью, а затем и четвертую партии 6:7, 5:7. Многие теннисисты на месте Южного сдались бы, но, видимо, на роду у 24-летнего москвича написано дожимать французов в пятой партии, как бы кошмарно ни складывались обстоятельства. Так было в знаменитом финале-2002 в парижском «Берси», так случилось и на этот раз. 8:6, стиснув зубы, в борьбе с судорогами. 1:1 после первого дня. Счет, конечно, важен, но моральная победа куда важнее.
На парную встречу французы изначально делали ставку. Выиграть у россиян в гостях три «одиночки» очень тяжело, а тут еще лидер Гаске подкачал, не сумев пересилить полутравмированного Южного. Что касается нашей команды, то если в пятницу Шамиль Тарпищев еще стоял перед выбором, какому из дуэтов отдать предпочтение, – Сафин/Южный или Давыденко/Андреев, то после изматывающего поединка Михаила и неожиданной травмы ноги Марата все вопросы были сняты. В итоге Давыденко и Андрееву противостояли «свежие» Себастьян Грожан и Мишель Ллодра. Обе пары сыгранными ну никак не назовешь. Может поэтому, а может, и просто вследствие упорного характера любых российско-французских встреч опять пришлось играть все 5 сетов. 4 из них завершились со счетом 6:3, один – 7:5. Хозяевам удача улыбнулась шире, хотя и не чаяли россияне повести после второго дня. Давыденко, тот и вовсе признался, что перед началом думал о том, как не опозориться бы перед своими болельщиками, а тут – какая приятная неожиданность! – удалось победить.
Состав поединков дня третьего, последнего и решающего, не угадал практически никто. Шамиль Тарпищев и его коллега и оппонент Ги Форже хитрили до последнего как могли. По идее, Давыденко должен был сразиться с Гаске, а Южный – со старым знакомым Матье. В итоге реальный состав отличался от запланированного на 75%! Тарпищев вначале бросил в бой Игоря Андреева, а Форже – Себастьяна Грожана. Мало кто сомневался, что им придется провести на корте меньше пяти сетов. Так и вышло. Впервые за 3 дня сильнее в теннисном марафоне оказался представитель Франции. Что никак не могло обрадовать Марата Сафина. До последнего самый опытный участник сборной России верил, что не падет на него столь большая ответственность и не придется решать ему судьбу страны. С мозолью-то огромной на ноге много не набегаешь! Но последствия неаккуратной игры в футбол не успели сказаться: Матье вышел на пятую встречу каким-то обреченным, словно не верил, что хоть когда-нибудь удастся ему принести своей стране решающее очко. После памятного поражения от Южного в 2002-м был еще четвертьфинал-2005, когда Поль-Анри сумел взять у Андреева также в заключительной пятой игре лишь 3 гейма. Сейчас осилил все 11 и даже однажды довел дело до тай-брейка. Что, впрочем, сути дела не меняет. Сафин по истечении двух с половиной часов попал в объятия Тарпищева, партнеров по сборной, Юрия Лужкова, а на пресс-конференции просил журналистов побыстрее его отпустить. Помимо выхода в полуфинал надо было праздновать день рождения папы...
Вот так. Лишь в первой и последней встречах четвертьфинала теннисисты, специалисты и болельщики двух команд избежали пятисетовой нервотрепки. Россия вновь сильнее и в сентябре ждет в гости сборную Германии – с ней не виделись уже 8 лет. Впрочем, воспоминаний хватает: одна феноменальная встреча Андрея Чеснокова и Михаэля Штиха образца московского полуфинала 1995 года чего стоит! Девять отыгранных россиянином матч-болов, суперволевая победа 14:12 в пятой решающей партии и орден Мужества из рук Бориса Ельцина. Такое не забывается. Выиграть у тех немцев со Штихом, Беккером и Карбахером означало войти в историю. Сейчас другие времена, и по именам наши вроде бы сильнее. Но в Кубке Дэвиса, как в жизни, – всегда есть место подвигу. Доказано Чесноковым. А значит, сентябрьский полуфинал принесет нам совершенно новую интригу.   

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter