Законопроект c этими новациями уже принят Палатой представителей и одобрен Советом Республики. О том, что содержится в столь важном документе, рассказал Андрей Наумович, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации.
Во–первых, будет на деле реализован принцип территориальной доступности госуслуг. Что это значит?
— По сути, мы уменьшим количество тех процедур, за которыми необходимо, например, сельчанам обращаться в организации, расположенные в областном центре. Жители малых населенных пунктов смогут осуществлять многие нужные процедуры у себя дома, не тратясь на хлопотные поездки.
Во–вторых, появится новшество, касающееся защиты наших прав. «Мы включили в круг участников административной процедуры третье лицо, установив его права и обязанности», — Наумович считает, что этот момент давно следовало закрепить законодательно, ведь ситуаций, когда третий совсем не лишний, возникает немало. Например, сосед решил возвести на своем участке новое строение, в результате чего нарушится, допустим, отток грунтовых вод. Теперь вы сможете законно, без обращения в суд уже на этапе согласования строительства предъявить претензии. Или, скажем, родственник внезапно решил продать свою квартиру, а вы подозреваете, что тут что–то нечисто, то вправе вмешаться в процесс документального оформления сделки. Аналогично третья сторона может вмешаться и в прочие административные процедуры — от получения разрешения на снос гаража до оформления земельного участка.
Самый важный, на мой взгляд, момент — предпосылки для быстрого развития единого портала электронных услуг. Он, кстати, уже создан и функционирует. Правда, пока далеко не в полную силу. Планы на него у государственных структур грандиозные. И это вполне объяснимо, считает Наталия Кочина, начальник управления электронной коммерции Национального центра электронных услуг:
— Единый портал электронных услуг имеет набор инструментов, которыми может пользоваться любой гражданин, чтобы осуществлять административную процедуру и получать электронные услуги с помощью личного кабинета.
Зарегистрировавшись на портале или у оператора «одного окна» и получив пароль и логин для входа в личный кабинет, мы станем заказывать административные процедуры не выходя из дому. Если эта процедура платная, то оплатить можно тоже с компьютера или смартфона, с помощью системы ЕРИП. В сам госорган придется зайти только за готовым документом, который был запрошен и уже дожидается заказчика. «В случаях, где это возможно, результат осуществления административной процедуры поступит в личный кабинет пользователя», — то есть, рассказывает Кочина, запрошенный документ можно будет распечатать или предъявлять, если это потребуется, в электронном виде. Кроме этого, появится возможность отслеживать в личном кабинете статус выполнения вашей заявки в режиме реального времени.
Ориентировочно эта система станет доступна на сайте portal.gov.by уже с 1 января 2017 года. На первом этапе пользователям единого портала электронных услуг — физическим и юридическим лицам — предложат 13 административных процедур. Например, Государственный пограничный комитет готов выдавать через портал документ на право внеочередного въезда на территорию автодорожных пунктов пропуска через госграницу, а также разрешения на хозяйственную деятельность в пограничной зоне. Чуть позже в электронный формат переведут процедуру выдачи пропусков на въезд (вход), временное пребывание и передвижение в пограничной зоне. Таможенный комитет также уже с 1 января предлагает некоторые процедуры, которые раньше требовали больших временных затрат. Кто на очереди, поинтересовались мы у Наталии Кочиной?
— Сейчас мы ведем работу с Министерством внутренних дел, Министерством по налогам и сборам по переводу административных процедур в электронный вид. Речь пока идет о нескольких процедурах, например, о выдаче гражданину Беларуси документа о приглашении иностранного гражданина или лица баз гражданства в страну, выдаче выписки из данных учета налоговых органов об исчисленных и уплаченных налогах и сборах.
Перевести абсолютно все административные процедуры в электронный вид, конечно, пока не получится. Есть много вопросов. Например, как именно узнать, что персональные данные запрашивает не мошенник? Но обеспечение информационной безопасности — дело времени и технологий. Разработчики законопроекта уверены, что удастся решить и эту проблему. Однако не исключают, что некоторые административные процедуры могут так и остаться в офлайне. И не потому, что иначе их сложно будет осуществить технически. К примеру, активно обсуждалось, стоит ли переносить в онлайн регистрацию брака. Не утратит ли в результате это событие свою суть? Так же и с другими важными для судьбы человека моментами. После вступления закона в силу Совету Министров предстоит определиться со списком процедур, которые можно совершить через интернет.
Очевидно — документ важный и нужный. Это еще один шаг к тому, чтобы получение справок и выписок стало проще, понятнее и удобнее. Дело за малым — слаженная и логичная схема работы ответственных структур, чтобы электронное «одно окно» распахнулось не только на бумаге.
Фото Павла ЧУЙКО.
Советская Белоруссия № 250 (25132). Среда, 28 декабря 2016