Народная газета

Ушастый рейс

Ежедневные потери “Минсктранса” от безбилетников составляют около 40 тысяч рублей

Ежедневные потери “Минсктранса” от безбилетников составляют около 40 тысяч рублей — примерно 10 процентов от всей выручки. Контролеры пассажирского транспорта пеняют на отсутствие полномочий в борьбе с “зайцами”. “Ушастые” пассажиры возмущаются, что даже при наличии денег, но без паспорта невозможно уплатить штраф на месте. Депутаты в который раз подумывают о либерализации административного законодательства, предлагая вернуться к старым проверенным системам взаимоотношений “заяц” — контролер

Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА

Контролеры Галина Гринкевич и Лариса Макарова отправляются на работу. Постоянные пассажиры минских автобусных и троллейбусных маршрутов с конечной остановкой на диспетчерской станции “Лилии Карастояновой” отлично знают их в лицо — женщины в профессии уже около 10 лет. Однако отношение к добросовестным работникам из года в год лучше не становится. “Овчарки”, “собаки” — на такие слова контролеры давно не обращают внимания. Садимся в автобус № 29. На остановке заходит мужчина, покупает у водителя талон, но компостировать его не спешит. Контролеры дают пассажиру шанс одуматься, но через две остановки вынуждены подойти. Мужчине светит штраф — 11 рублей 50 копеек. С нарушением тот не спорит, винится, готов возместить ущерб. Ведет себя спокойно, общается предельно корректно. Идеальная для проверяющих ситуация, не правда ли? Осталось только выписать квитанцию и пополнить бюджет суммой, которая наверняка пойдет на дальнейшее развитие системы пассажирских перевозок. Вместо этого мужчине необходимо вместе с “ловцами” выйти на ближайшей остановке и дожидаться вызванного наряда милиции. Дело в том, что у гражданина с собой нет паспорта, а значит, “оформить” нарушителя на месте ревизоры не могут.

— У меня есть деньги. Заплачу штраф. Зачем мне выходить из автобуса?

— Мы не можем удостоверить вашу личность.

— Зачем вам моя личность? Я согласен с нарушением. Вот деньги. Берете?

— Не имеем права.

На эмоциональный диалог пассажиры смотрят, как на театральное представление, в сторону “жилетов” летят шутки.

Переговоры заходят в тупик, здесь лишь два варианта развития событий. Либо “заяц” покорно выйдет на остановке, дождется милиционеров и отправится с ними выяснять личность, либо, что более вероятно, не пожелает терять время и уйдет. Кто его может задержать, кроме милиции? Отсюда и статистика: наказывают далеко не всех, кто проехал бесплатно.

— Вчера мы вдвоем выписали 14 постановлений о наложении административных взысканий (об оплате штрафа на месте), а также составили 3 протокола (на граждан, не располагающих средствами), — приводит пример Галина Гринкевич. — В то же время человек десять попросту ушли. И, кстати, из них около половины готовы были оплатить штраф, но не имели удостоверений личности.

Фото Виталия ГИЛЯ

Ревизоры просят двух послаблений в повседневной работе: снять с них издалека заметную униформу и упростить процедуру взимания штрафов. Первую просьбу руководство “Минсктранса” услышало. В пассажирском электротранспорте контролеры ездят в повседневной одежде. Эксперимент, по их наблюдениям, удачный: “На трамвайном маршруте, где раньше едва ли не половина пассажиров пыталась ездить бесплатно, безбилетников значительно меньше. Граждане наслышаны о новых методах нашей работы, вот и предпочитают заранее прокомпостировать талончик”.

Процедура взимания штрафа сегодня такая: пойманный гражданин имеет право при согласии с административным правонарушением возместить причиненный вред сразу (рассчитаться на месте) и взамен получить квитанцию об оплате. Если денег нет или нарушение оспаривается — будет составлен протокол об административном правонарушении, придется ждать заказного письма и оплачивать нужную сумму в банке. Некоторых ждет “разбор полетов” в “Минсктрансе” или даже в суде. Вроде бы все четко и логично. Но система усложняется тем, что у нарушителя с собой в обязательном порядке должен быть удостоверяющий личность документ. Не пропуск на завод, пенсионное удостоверение или водительские права, а паспорт, вид на жительство или удостоверение беженца. И точка.

К слову, идентичная система контроля установлена и в электричках. Правда, там ситуация усугубляется тем, что милиционер есть не в каждом поезде, да и на станциях, между которыми перегоны по полчаса и более, тоже не всегда есть опорный пункт. Кто сможет оштрафовать безбилетника, если тот отказывается предъявлять документы?

— Раньше для того, чтобы наказать нарушителя, не требовался его паспорт, — говорит Галина Гринкевич. — Квитанции об уплате были подотчетные. Если у меня исчез этот документ, я должна была вместо него просто внести в кассу сумму. Совсем неважно, как зовут или где живет безбилетник, главное, чтобы он заплатил. Да и я с собой паспорт никогда не вожу. Он у меня дома постоянно хранится.

Заместитель начальника контрольно-ревизорской службы филиала агентства ГП “Минсктранс” Виталий Будревич комментирует:

— Катаясь бесплатно, граждане не осознают, что они идут против закона. С тем же успехом они могли бы пойти в универсам и взять с витрины палку колбасы. Представьте ситуацию — вора задержали на выходе из магазина, он говорит: “Окей, я согласен с тем, что украл продукты. У меня с собой есть деньги. Готов заплатить”. Но в рамках Процессуально-исполнительного кодекса предусмотрен определенный порядок привлечения к ответственности. Даже если нарушитель признал вину и готов возместить вред, правонарушение будет внесено в реестр. А для этого необходимо удостоверение личности. 

Паспортные данные необходимы для заполнения постановления о наложении административного взыскания, а главное — для последующего занесения сведений в единую государственную систему регистрации и учета правонарушений — базу МВД. Но, казалось бы, покупка проездного документа — копеечное дело, заводить из-за этого бумажную волокиту не стоит. Да и так ли уж необходимо ставить на “зайце” клеймо нарушителя или ему можно отделаться, что называется, малой кровью?

Кто совершает нарушение, должен быть готов понести ответственность, при этом не оспаривая закрепленные правилами действия должностного лица, — вот позиция “Минсктранса” в двух словах. Контролеры напоминают: если выйдешь, не дождавшись прибытия милиции, это чревато наказаниями по другим, более серьезным статьям административного кодекса. Ведь все фиксируется видеорегистратором.

Фото Татьяны СТОЛЯРОВОЙ

— Возможно, мы придем к тому, что запись регистратора позволит устанавливать личность пассажира и без документов, по запросу в милицию, но это в будущем. Пока же мы вынуждены работать на грани: выполнять свои функции по выявлению “зайцев” и при этом не нарушать права честных граждан, — подытожил Виталий Будревич.

Насколько четкая эта грань? Сколько специалистов, столько и мнений. Председатель Постоянной комиссии Национального собрания Республики Беларусь по законодательству Наталья Гуйвик подтверждает, что сегодня проводится планомерная работа по либерализации административного кодекса. Штрафные санкции по некоторым статьям снижаются, иные и вовсе декриминализируются, общая система взысканий также упрощается. Правда, больше это касается экономической сферы. Напротив, позиция депутатов по вопросам соблюдения правил дорожного движения жесткая: нужно не смягчать, а, наоборот, усиливать ответственность за нарушения.

— Я сторонник того, чтобы за скоростной режим и пьянку за рулем наказывать предельно жестко, как это делается в западных странах. Когда бьешь по карману, человек начинает чувствовать ответственность. Возможно, стоило бы прийти к дифференциации величины штрафа в зависимости от доходов граждан.

Почему на транспорте ввели “паспортный режим”? Наталья Гуйвик как судья из практики знает: “заяц” легко может назвать чужую фамилию. В итоге судебным исполнителям поступает много дел о штрафах на людей невиноватых.

Статья 10.3 ПИКоАП гласит, что “постановление о наложении административного взыскания должно содержать в том числе сведения о лице, привлекаемом к ответственности”. Но частью 2 пункта 25 Положения о порядке функционирования единой государственной системы регистрации и учета правонарушений, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.07.2006 г. № 909, определено, что так называемая регистрационная карточка формы 1-АП может не заполняться, если регистрирующим органом не установлены достоверные сведения о физическом лице, привлеченном к административной ответственности в соответствии со статьей 10.3 ПИКоАП.

Депутат считает, что правильнее было бы вернуться к старой практике, когда безбилетников штрафовали без документов, просто выписывая квитанции. Деньги шли в кассу, гражданам можно было меньше волноваться. Правда, при этом необходимо усилить ответственность контролеров, так как при старой системе с их стороны было много злоупотреблений властью:

— Нужно находить золотую середину. Пока что факты таковы: контролер предлагает безбилетнику выйти на остановке и дождаться наряда милиции. Но полномочий принудить “зайца” к подобным действиям нет. И многие граждане пользуются таким преимуществом, просто уходя по своим делам безнаказанно. А так быть не должно.

МНЕНИЯ

Штраф или документы?


Иван Вабищевич (Дядя Ваня), автор-исполнитель, шоумен:


— Я уверен, что за проезд платить надо, но эти меры с документами добавят больше волокиты и возни контролерам. К тому же прибавит работы милиции. У нее забот и так хватает. Мне кажется, это неправильный шаг, вряд ли он подстегнет сознательность “зайцев”. От социальной рекламы было бы больше пользы. Человек должен понимать, что пользоваться транспортом бесплатно нельзя.

Анна Бонд, блогер, телеведущая:


— Мне кажется, в данном случае государство можно понять: оно решилось на полный контроль безбилетников. Но, на мой взгляд, такие меры все-таки жестковаты. Не всегда человек носит с собой паспорт. Иногда не платит не от хорошей жизни — может, действительно нет денег в данный момент. Бывали случаи, я ездила “зайцем”, просто в силу того, что не было с собой наличных. Евросоюз славится своими большими штрафами за правонарушения в сто, двести евро. Знаю, что в Мадриде в метро ходят контролеры. Там все автоматизировано, но если вам удалось все-таки пройти мимо турникета, вашему кошельку не поздоровится. Но обходятся без полиции.

Александр Марцевой, системный администратор:


— Я считаю, что достаточно оплатить штраф на месте и при этом совершенно необязательно иметь при себе паспорт. И пусть этот штраф будет выписан на имя “Иванов Иван Иванович”, главное, что бюджет пополнен, а виновный лишился энной суммы. Я очень сильно сомневаюсь в том, что нам нужна “база безбилетников”. Мне сложно придумать, для каких целей ее можно использовать. Ведь “зайцы” по своей сути довольно безобидные и миролюбивые. Они не угоняют машины, не взламывают квартиры — не злостные преступники, которых действительно нужно держать “на карандаше”. Да и повышающих коэффициентов для безбилетников-повторников (как в случае нарушений правил дорожного движения) у нас не предусмотрено. Зачем усложнять?

muravsky@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Евгения Ровенко
Я не берусь критиковать сложившуюся систему контроля проезда в общественном транспорте. Если нужны документы, значит, придется их возить с собой. Таков закон. “Зайцы” всегда были и останутся, бороться с ними бесполезно. Но взаимоотношения пассажиров и ревизоров нужно корректировать. Возможно, даже на законодательном уровне. Разрабатывать более человечные инструкции, что ли. Недавно ехала в автобусе с 8-месячным ребенком на руках. Он раскричался, и я забыла оплатить проезд. Зашедшим контролерам я сразу сдалась и хотела заплатить штраф, но они мне посочувствовали, сказали, что пособие на детей нынче не такое уж и большое, и вместо того чтобы потребовать штраф, продали мне 2 талона. С ужасом представляю, как меня с орущим ребенком выгоняли бы из автобуса для установления моей личности, ведь и паспорта у меня на тот момент с собой не было. Хотя существующие инструкции предписывают именно такие действия.

Пусть будет индивидуальный подход к каждому пассажиру. Если он дерется, хамит — вызывайте милицию, удерживайте силой. Если же человек попросту отвлекся, признал вину — зачем его задерживать, портить и ему, и себе нервы? Нужно входить в положение, на месте не штраф сразу требовать, а разбираться в причинах неуплаты. Тогда и отношение к контролерам будет другое, и в случае какого-нибудь инцидента сами пассажиры не будут вступаться за “зайца”.
Михаил Мечников
Закон суров, но он закон. Если наши правовые нормы предполагают определенный перечень мероприятий по выявлению, а также последующему наказанию правонарушителя, к чему возмущаться? Сложная система? Возможно. Однако я считаю, что в этом виноваты мы сами. Обратите внимание, как подавляющее большинство пассажиров (с честно оплаченными проездными документами!) реагирует на конфликты контролеров с безбилетниками. В лучшем случае безучастно. Часто же становятся на сторону “зайца”, натравливая его на ревизора, который просто пытается честно выполнять свою работу.

И чего в дальнейшем ожидать от нарушителя, если он чувствует поддержку? Наверняка он возьмет за правило кататься в общественном транспорте бесплатно. А, возможно, возомнив себя неприкосновенным, совершит более тяжкое преступление. Именно для сдерживания таких безбилетников, мне кажется, и создана база МВД. В другой ситуации улыбайся, оправдывайся, но достаточно будет пробить твою личность по базе, чтобы сорвать все маски. Существует ли иной способ обуздать нарушителя, кроме как взять его на учет, а значит, под строгий присмотр? Вряд ли.
Минчанин
Автор пишет, что “Минсктранс” жалуется на потерю прибыли из-за безбилетных пассажиров. Якобы ущерб составляет около 10% от общей выручки. С того ли конца начинают чиновники? Может, прежде чем считать потери и прибыль, следует обратить внимание на качество оказания услуг? У нас из всех утюгов кричат о том, что наличные расчеты нужно сокращать, чаще пользоваться банковскими карточками. Ну так и установите в транспорте терминалы, которые смогут выдавать билеты по безналичному расчету.

Я сужу по себе. Чтобы законно войти в автобус, мне нужно по пути на остановку найти банкомат — снять наличность (практически всегда при покупках пользуюсь карточкой). Затем надо дойти до киоска с билетами — купить талон. И только после этого дожидаться своего автобуса, который, вполне вероятно, недавно ушел. Куда проще было бы заскочить в салон, сунуть карточку в терминал и оплатить проезд.

Согласен, что установка нового оборудования в транспорте — удовольствие недешевое. Вспомните валидаторы. Может, для покрытия расходов надо увеличить стоимость проезда в общественном транспорте на 1 копейку? Граждане этого и не заметят, а, учитывая пассажиропоток, затраты на модернизацию платежных систем могут “отбиться” довольно быстро.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости