О проблемах здоровья современных мужчин рассказал уролог Александр Строцкий

Усатый нянь или мачо?

Уролог Александр Строцкий призывает сильную половину быть более активной…


О своем здоровье наши мужчины думают далеко не в первую очередь. Карьера, семья, дом... Вероятно, поэтому, согласно статистике, средняя продолжительность жизни сильной половины в среднем на одиннадцать лет меньше, чем у слабой. В новой Государственной программе «Здоровье народа и демографическая безопасность в Республике Беларусь на 2016—2020 годы» заложена стратегия, направленная в том числе и на развитие службы здоровья мужского.

Почему тема стала актуальной? Разбираемся вместе с заведующим кафедрой урологии Белорусского государственного университета, главным внештатным урологом Минздрава, доктором медицинских наук Александром СТРОЦКИМ.



— Александр Владимирович, урологи — специалисты универсальные, но так уж сложилось, что за ними закрепилось определение «мастера мужского здоровья». Вы как профессионал знаете, что его сохранение зависит от многих факторов... 

— Урологи занимаются заболеваниями органов мочеполовой системы у мужчин и мочевой – у женщин. Мы работаем не в узкогендерном направлении. Последние 15—20 лет в стране начали уделять пристальное внимание мужскому здоровью. Ведь если говорить, что оно выражается в состоянии полного физического, социального и духовного благополучия, то мы ответственны за одну его часть. 

Выросла продолжительность жизни. Считаю, урологи внесли свою лепту. В итоге каждый человек, достигнув даже преклонного возраста, тоже хочет жить полноценно во всех отношениях. Но здесь учащаются недуги именно урологического профиля. Это прежде всего доброкачественная гиперплазия предстательной железы. Статистика проста – в 50 лет 50 процентов мужчин имеют такой диагноз, в 75 лет – 75 процентов и соответственно в 90 лет – 90—95 процентов. Старше становится человек – больше и воспалительных заболеваний.

Да, от урологических болезней умирает меньше мужчин, нежели от кардиологических. Но рак предстательной железы становится тем критерием, который не позволит говорить о том, что все так безоблачно. В Америке каждые три минуты у одного человека устанавливается такой диагноз. Поэтому в направлении по ранней диагностике мы проводим интенсивную работу. И рак стали выявлять в два раза чаще. Система онкоурологической помощи в нашей республике дает свои результаты. 

— В Солигорском, Молодечненском районах и в одной из поликлиник Минска несколько лет проводится скрининг рака предстательной железы. Причем, замечу, пациенты сельских участковых больниц, амбулаторий, как правило, охотно в нем участвуют…

— Данные, которые мы получили за последние три года, подтверждают: есть эффективность от этой меры. Скринингом надо заниматься, переносить на всю республику. Ранняя диагностика помогает снизить смертность от рака предстательной железы, которая выходит на второе место в структуре смертности от онкозаболеваний у мужчин. Благодаря скринингу увеличили число пациентов с ранними стадиями опухолей до 60 процентов, в то время как эта цифра по республике – 38! И она будет расти. При этом будет уменьшаться количество людей с запущенными стадиями онкозаболеваний. К примеру, сегодня, когда при местнораспространенном раке мы оперируем больного, продолжительность его жизни не отличается от пациентов без опухоли. 

Что касается в целом мужского здоровья, рассматриваем его в комплексном плане. В период беременности проводим ультразвуковые исследования, выявляем заблаговременно врожденные пороки развития, среди которых каждый третий – органов мочеполовой системы. И мальчики в этом плане обгоняют девочек. Но именно ранняя диагностика помогает в дальнейшем планировать нормальную жизнь. Некоторые обнаруженные заболевания начинаем лечить сразу после рождения. В подростковом возрасте происходит формирование мальчика как мужчины, на этом этапе урологи работают вместе с эндокринологами. После 20 лет на первое место выходят воспалительные заболевания, в том числе инфекции, передающиеся половым путем...

— Отношение между полами стали свободнее, факт есть факт.

— Но зачем начинать с частой смены партнеров? Ведь чем больше партнеров, тем выше вероятность заразиться инфекцией мочевых путей, что в будущем приводит к хроническим воспалительным заболеваниям, проблемам с зачатием ребенка. 

— Что больше всего сегодня беспокоит пациентов трудоспособного возраста по части урологии? 

— Чаще обращаются по поводу воспалительных, инфекционных заболеваний. К примеру, простатитом страдают 40—60 процентов мужчин до 50 лет. Во многом это перекликается с гиподинамией. Нередко болезнь — самая верная спутница сидячего образа жизни.

Физиологически, начиная с 30-летнего возраста, на 2 процента снижается уровень полового гормона тестостерона. Поэтому к 50 годам получаем примерно половину мужского населения, имеющего проблемы с потенцией. Из них грубые нарушения – 5 процентов, средние – 15, все остальные – легкие. Эта проблема обострилась не так давно и обусловлена тем, что увеличилась продолжительность жизни мужчин.

В возрасте до 50 лет примерно каждая 10-я супружеская пара имеет проблемы с деторождением. Причем если раньше виноватой считали только женщину, то сегодня вина поровну лежит на обоих. В ближайшее время будет выработана целая концепция помощи супружеским парам, которые испытывают сложности в этом вопросе. Предстоит большая работа, которая объединит урологов, гинекологов, эндокринологов, репродуктологов, генетиков, организаторов здравоохранения. 

Много вопросов возникает по поводу лечения мочекаменной болезни у мужчин. Немного они в этом плане обгоняют дам. И благодаря выполненным программам мы открыто оперируем по республике 6—8 процентов, в остальных – камни в почках и мочевом пузыре дробим дистанционно или удаляем эндоскопически. 

— Сельчане реже горожан страдают этим недугом?

— Да, поскольку образ жизни у них несколько другой. Сельчанин приходит с работы и начинает работать на своем подворье. А в городе пришел с работы — сразу на диван. Гиподинамия запускает процесс возникновения камней.

Ну и, конечно, не могу не вспомнить о гиперплазии предстательной железы, или в простонародье аденоме. Стареет человек – возникает доброкачественная гиперплазия. Возрастное заболевание, не патология, а нормальный процесс старения.

Хотелось бы донести до ваших читателей: если появились симптомы заболевания, не сидите дома, а идите к урологу. Как происходит чаще всего? Человек доживает до 60—65 лет, начинает ночью чаще вставать в туалет. И что, он едет сразу же к врачу? Нет! Он идет к соседу дяде Васе, которому 70 лет. Тот «успокоит», дескать, я уже лет десять как так встаю! Вот и все лечение, вся ранняя диагностика... А успокоить может только доктор. Ведь ничего страшного в этом заболевании нет. 75 процентов пациентов с доброкачественной гиперплазией не подлежат ни консервативному, ни хирургическому лечению, 25 процентов – лечатся. И у нас достаточно медикаментозных средств разной направленности, позволяющих снять симптоматику заболевания. И только 12—14 процентов оперируются. Причем 48 процентов с доброкачественной гиперплазией оперируются при помощи эндоскопической техники, малоинвазивно.

— Судя по полкам в аптеках, препараты для потенции — двигатель прогресса.

— Проблема эта животрепещущая, обсуждается многими в офисах, спальнях, интернете.... Примерно у 50 процентов старше 50 лет наблюдается такое нарушение. Но гораздо блезненнее, когда оно возникает в 30—35 лет. Некоторые объясняют проблему кризисом среднего возраста. Так вот, разочарую, никакого кризиса на самом деле нет! Просто надо правильно объяснять: нельзя работать 24 часа в сутки или пять лет без отдыха. Каждый труд, какой бы он ни был тяжелый, даже умственный, должен чередоваться с отдыхом. К эректильной дисфункции порой приводит нерациональная и неправильная организация трудовой деятельности. Я всегда говорил: давайте самого крутого мачо с хорошим уровнем тестостерона, который никогда не страдал никакими проблемами с потенцией, заставим разгрузить вагон с солью! И вот тогда посмотрим, будет ли у него после этого потенция или нет. Также это происходит и с теми, кто ночи напролет сидит за компьютером. Конечно, сегодня имеются вопросы в психологическом плане: стирается роль ведущего мужчины как главы семьи, успешного на работе. Зато появляются бебиситтер – усатые няни, готовые сидеть дома с детьми, выполняющие женскую работу по хозяйству. Давайте вспомним: 20 лет назад разве обсуждали, чтобы дать отпуск по уходу за ребенком отцу, а мать шла на работу? Вот, пожалуйста, и появляется проблема мужского здоровья, возникают различные коллизии, которые требуют не урологической помощи, а скорее, психологической. Это тоже немаловажно.

— Александр Владимирович, хватает ли у нас врачей-урологов, большая ли на них нагрузка?

— В республике 298 урологов. Почти 100 из них в Минске. Да, специалистов не хватает, проблема омоложения кадров стоит очень остро. У нас каждый 4—5-й уролог — пенсионного возраста. В большинстве районов таких специалистов нет вовсе. Но сегодня медпомощь эффективно оказывается на уровне межрайонных урологических отделений, областных консультативных. Урология – чисто техническая специальность. Она должна быть хорошо обеспечена инструментально. Мы оснащены неплохо. Во всех областных отделениях доступна дистанционная литотрипсия, есть условия для эндоскопических методов лечения мочекаменной болезни, доброкачественной гиперплазии. Хотелось бы, чтобы в каждом межрайонном отделении была возможность для исследования, эндоскопических методов. Но мы к этому постепенно идем. 

korenevskaja@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter