Иностранные инвесторы, государство или волонтеры: кто поможет сохранить бесценные памятники культуры?

Усадебный переполох

В вопросах сохранения старинных дворцов и усадеб баланс интересов государства и частного собственника найти удается не всегда. Так, например, в Гродненской области — лидеру по количеству памятников архитектуры — сейчас идут судебные разбирательства по нескольким объектам, состояние которых после продажи с аукциона в частные руки не только не улучшилось, а, наоборот, заметно ухудшилось. Как быть: оставлять проблемные объекты на балансе государства и позволять им медленно, но верно разрушаться или попытать счастья в поисках добросовестных инвесторов? А может, доверить благое дело сохранения историко–культурного наследия волонтерам и неравнодушным гражданам? В сложившейся ситуации разбирались корреспонденты «СБ».


Имение Святополк-Четвертинских 2 года назад выкупила семья Гавриловых из Минска

В ответе за тех, кого пригласили


В Щучинском районе вести диалог с бизнесменами умеют. Два года назад дворец князей Святополк–Четвертинских в городском поселке Желудок обрел новых хозяев. Предыдущий владелец усадьбы, государственное предприятие «Конус» РУП «НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства», продал ее почти за 900 млн неденоминированных рублей — это в 3,5 раза меньше, чем первоначальная цена (на первом аукционе в феврале 2014 года она составляла 3,106 миллиарда неденоминированных руб.). Желающих обзавестись резиденцией княжеского рода 1908 года постройки искали очень долго, рассказывает юрист предприятия Людмила Дядуль:

— Мы бы, возможно, и хотели оставить дворец в собственности, но денег на его содержание не было, в то время мы как раз запустили в работу второй завод. Поэтому было принято решение выставить усадьбу на аукцион. Цену понижали несколько раз, пока наконец не нашлись покупатели.

Превратить имение Святополк–Четвертинских в большой туристический комплекс задумали не белорусы — лот выкупила семья Гавриловых из Москвы. В бизнесе они не новички, развитием международного туризма занимаются не первый год. Софья Гаврилова признается, что изначально ее глаз лег на усадьбу Котлубаев в Ястрембле, но ее незадолго до этого успели выкупить. Тогда она обратила внимание на Желудок.


По подсчетам специалистов, в реставрацию дворца необходимо вложить не менее 400 тысяч рублей

Согласно договору купли–продажи дворец должен был быть вовлечен в хозяйственный оборот в течение 3 лет. Иных условий (в частности, создания рекреационно–туристического объекта) не предусмотрено. Два года уже прошло. Изменилось ли состояние комплекса? Председатель Желудокского сельисполкома Геннадий Цивинский пускается в воспоминания:

— Это только кажется, что за 2 года можно успеть многое. Если только в любом другом деле, но не в вопросе сохранения историко–культурного наследия. Несколько месяцев заняло только получение разрешения на проведение работ по консервации зданий и сооружений, затем началась разработка проектной документации по зонам охраны. И только после утверждения Министерством культуры проекта охранных зон можно было приступать непосредственно к ремонту дворца.

Первые работы по противоаварийной консервации основного здания начались в конце лета 2014–го. Осенью Гавриловы получили технические условия на подключение электричества — так сам дворец и объекты первой очереди реконструкции наконец перестали жить в полной темноте. Пока тянулась бюрократическая переписка, Гавриловы без дела не сидели. Очистили пять десятков комнат от мусора и стекла (раньше сюда частенько захаживали любители приложиться к бутылке), избавились от растительности на крышах зданий, очистили и привели в порядок приусадебную территорию. До того как дворец перешел в частную собственность, за порядком здесь следил бдительный председатель сельисполкома. Душа, говорит, болела за национальное наследие:

— Сюда ведь и раньше частенько заезжали туристы. А почему нет? Место красивое, с историей, недалеко от трассы Минск — Гродно. Поэтому мы старались следить за порядком, привлекали к уборке школьников, волонтеров. Периодически расчищали дорожки, по мере сил облагораживали территорию.


О былой роскоши дворца напоминает деревянная лестница, которой уже более ста лет

За первую зиму в руках новых владельцев были закрыты от дождя и снега оконные проемы, заделаны дыры в кровле главного корпуса, караульного помещения и бывшей конюшни, приведен в порядок дворцовый подвал, вырублены самосевные кустарники. Чуть позже на въезде в усадьбу Гавриловы установили новые кованые ворота, открывающие панорамный вид на территорию комплекса.

В этом году новая владелица имения зарегистрировала ООО «Традиции гостеприимства», основная деятельность которого будет направлена на увеличение потока туристов. На количество гостей, впрочем, здесь и сейчас никто не жалуется. Валентина Гузень, которая в отсутствие хозяев присматривает за усадьбой, показывает нам записи в толстой тетради:

— С начала месяца к нам приехали почти 60 туристов–одиночек, как мы их называем. Цифра на первый взгляд небольшая, но это исключая туристические группы. Все посетители обязательно должны лично расписаться в регистрационном журнале. Подпись свидетельствует, что они ознакомлены и согласны с мерами противопожарной безопасности и правилами поведения в усадьбе. Входной билет стоит 2 рубля. А недавно начали продавать сувенирную продукцию: магниты, путеводители, карты.


Пока тянутся зима–холода, семья Гавриловых находится в Москве (своего дома у них здесь нет, летом арендуют в Желудке небольшую хатку), но как только теплеет, перебирается на Щучинщину и продолжает работу по ремонту усадьбы. Сколько денег они уже вложили в здание, подсчитать не берутся. Благодарны при этом за любую помощь. Важна, говорят, не только финансовая, но и иная поддержка (стройматериалами, инструментами, добровольным трудом). Жители горпоселка новичкам не отказывают. Верят: былая слава обязательно вернется в Желудок.

КСТАТИ

Когда–то судьбой комплекса интересовались наследники рода Четвертинских. Внучка основателя дворца Людвига Святополк–Четвертинского Изабелла приезжала в Желудок несколько раз. Предлагала помощь в привлечении средств Евросоюза на ремонт и реставрацию дворца, но дело так и не сдвинулось с мертвой точки.

Юлиана ЛЕОНОВИЧ.

leonovich@sb.by

Фото автора.


Спасать своими руками


В конце 1980–х усадьба Рейтанов в Грушевке Ляховичского района могла стать злачным местом с бильярдом и видеосалоном — тогда никто не воспринимал эти старинные стены национальной святыней. Два десятилетия спустя ситуация не сильно изменилась, если не считать многочисленных ран дома, осиротевшего без хозяев. Об изысканном печном кафеле и паркете остались одни воспоминания, в крыше зияли дыры — когда Министерство культуры выставило имение в Грушевке на продажу, никому из потенциальных владельцев сельских гостиниц выгодным вложением денег дом–инвалид не показался. Сегодня усадьба Рейтанов не продается. Теперь там будет музей.


Каплица Рейтанов

Не важно, что вид у деревянного здания по–прежнему непарадный. Это пока. Уже внятно можно сказать: усадьбу спасли. Но не деньги, а ущемленная национальная гордость двух белорусских художников.

О том, что дом рода Рейтанов продается, Алесь Родин и Змитер Юркевич узнали зимой 2011–го из новостных лент в интернете. К тому времени оба много лет и вполне комфортно (насколько вообще может быть уместным такое мещанское слово для художника) существовали в берлинском центре современного искусства «Тахелес». Но сразу и единодушно решили не допустить, чтобы имение перешло в частные руки.


Усадьба Рейтанов

— Согласитесь, абсурдно представить, что усадьба, например, Адама Мицкевича или Тадеуша Костюшко передана частному инвестору под какой–нибудь отель или шаверму, — вспоминает свои эмоции 5–летней давности создатель Арт–сообщества имени Тадеуша Рейтана Змитер Юркевич.

Но что они могли сделать — всего лишь художники, люди традиционно небогатые? Как оказалось, немало.

Для многих сегодняшняя Грушевка — место уже культовое. Если сосчитать все выставки, «Дах»–фестивали, пленэры, конференции, субботники и прочие акции, проведенные здесь сообществом Рейтана, наберется не менее трех десятков.


Волонтеры на субботнике в Грушевке

Прошел литературный конкурс, посвященный роду Рейтанов, — победители напечатали свои творения под одной обложкой юбилейного — пятого альманаха «Тэксты» издательства «Галiяфы». Арт–план сохранения усадьбы в Грушевке поддержали Адам Мальдис, Виктор Скоробогатов, Рыгор Ситница и другие не менее известные люди. Этим летом журнал «Маладосць» опубликовал архивные исследования Змитера Юркевича, где он развеял главные мифы о нашем герое, которого в Польше давно считают стопроцентно «своим». Готовятся публикации для научных изданий...

Фактически было восстановлено то, что лет 150 назад не подвергалось сомнению: и бесспорное белорусское происхождение Тадеуша Рейтана, и главный мотив его подвига, когда в 1773 году он чуть ли не в одиночку выступил против первого раздела Речи Посполитой, защищая неприкосновенность и гордое имя своей родины ВКЛ. К слову, на стене речицкого дома Владимира Короткевича, где было создано немало его знаменитых произведений, висел портрет Рейтана (этот факт зафиксировал сам Короткевич). В романе «Леониды не вернутся к Земле» Тадеуш Рейтан описан истинным патриотом Беларуси. До середины XIX века его именно так и воспринимали. И политики, и поэты вплоть до Адама Мицкевича. Но в 1880–х потомкам Рейтана категорически запретили установить посвященный ему памятник на родине в Грушевке. И Язэп Рейтан, последний представитель рода, подарил памятник Кракову. Кстати, он сохранился...


Фестиваль экспериментального искусства "Дах" в Грушевке

Юркевичу, собравшему сотни документов в белорусских и польских архивах, удалось опровергнуть как расхожий миф о самоубийстве Тадеуша Рейтана, так и общее мнение о дате его рождения. По церковным метрическим книгам и письмам отца будущего героя к Михалу Казимиру Радзивиллу можно судить, что Тадеуш Рейтан родился в последние дни октября 1740 года (а не в августе 1742–го, как это значится повсеместно). С 2014 года его имя числится в списке знаменитых белорусов, чьи фамилии могут быть увековечены в названиях улиц. А усадьбу в Грушевке планируется реставрировать по программе трансграничного сотрудничества Беларуси и Польши.

— Очень важно сохранить гумно на территории имения! — волнуется Змитер (после того как эту постройку позапрошлого века потрепало ураганом, ее чуть было не снесли — сообщество имени Рейтана отстояло и гумно). — Нигде в Беларуси такого уникального здания не сохранилось. А ведь в нем можно сделать, например, экспозицию действующей сельхозтехники, выделить часть поля по соседству и проводить мастер–классы... Проект усадьбы-музея, который мы разработали и передали в райисполком города Ляховичи, должен превратить обычный музей в культурный центр. Есть прекрасный образец — «Пружанскi палацык». Каждую неделю там что–то новое — вернисажи, концерты, конференции. Эту модель стоит позаимствовать.

Активисты арт–сообщества имени Тадеуша Рейтана убеждены, что главную ставку нужно делать все же на свои силы и деньги, не подбадривая себя сакраментальным «заграница нам поможет». Герой–то наш, пусть даже улицы и школы имени Тадеуша Рейтана в Польше можно встретить везде, а весной этого года даже появился проект памятника Рейтану и его соратникам Корсаку и Богушевичу (к слову, также коренным литвинам), который планируется установить у здания сейма. Вот уже 4 года волонтеры возвращают родине забытое имя Рейтана, оберегая его дом от вандалов и непогоды (и все чаще забивающим гвозди на крыше усадьбы рядом с ними можно встретить председателя местного сельисполкома Вячеслава Новика). Ляховичский райисполком теперь проводит там свой фестиваль фольклорного искусства и субботники. А волонтеры взялись за восстановление каплицы Рейтанов...

Имя на камне


Тем временем еще один знаменитый дом — имение Домейко в Жибартовщине в полутора километрах от Дятлова выглядит безнадежно заброшенным.


Имение Домейко в Жибартовщине

Крыши там уже фактически нет, хотя главная достопримечательность — камень с именем Домейко еще никуда не делся. В этом доме Игнатий Домейко вырос, здесь же начал писать мемуары, вспоминая свои путешествия и встречи с Адамом Мицкевичем, Яном Чечетом, Эмилией Плятер... Его имя увековечено в названии города, астероида и птеродактиля, в названиях улиц, библиотек, шахт и минералов, но на родине следы нашего знаменитого ученого становятся все более размытыми. В мире белоруса Домейко, конечно, не забудут, пусть даже свои главные открытия он сделал в Чили, куда завела судьба и революционные идеи. А вот заезжему туристу его дом в Жибартовщине лучше не показывать — неловко.


Камень с именем Домейко.
Фото: belsat.eu


Еще в феврале 2015 усадьбу купил местный бизнесмен Константин Шуляк всего за одну базовую величину с условием привести здание в порядок к 2020 году. «По сведениям отдела экономики условия договора на данный момент соблюдаются», — сообщили нам в Дятловском райисполкоме. Однако вопрос, достоит ли усадьба до начала ремонта, похоже, остается открытым.

Ирина ЗАВАДСКАЯ.

cultura@sb.by

Советская Белоруссия № 205 (25087). Вторник, 25 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter