Дворянские усадьбы Беларуси разрушаются без хозяев, несмотря на усилия Министерства культуры

Усадьбы грустят в ожидании хозяев

5 лет назад в Совете Министров утвердили перечень неиспользуемых бывших шляхетских усадеб для продажи инвесторам. 33 из 49 пока не нашли новых хозяев. И по–прежнему разрушаются. А сколько их всего, неучтенных, не знает никто, кроме одного человека — Анатолия Федорука, профессора, доктора биологических наук, преподавателя Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка. Он с конца 1960–х колесит по стране, изучает дворцово–парковые ансамбли. Более 1.000 посетил. Хотя в Госсписке историко–культурных ценностей значатся лишь 173. Явное несоответствие официальной статистики фактическому положению дел мы обсудили с профессором. Получилась сложная, но захватывающая дух картина.

А.Федорук представляет книгу «Старинные усадьбы Гродненщины». Фото  Виктора  КОРБУТА,  «СБ».

Сегодня можно купить дворец по цене квартиры. Но еще больше придется вложить в его восстановление. И это одна из причин, почему желающих потратить деньги на столь хлопотное дело находится немного. О том, как происходит процесс приобретения историко–культурного наследия в собственность и с какими сложностями сталкиваются инвесторы, рассказала Наталья Хвир, начальник отдела по охране историко–культурного наследия Министерства культуры.

Н.Хвир.Чтобы восстановить памятник архитектуры, нужно для начала разработать проект зон охраны историко–культурной ценности, который включает:

— зону охраны (на ее территории, кроме реставрации, никакие работы невозможны);

— зону регулирования застройки (здесь разрешается лишь благоустраивать территорию);

— зону охраны ландшафта;

— зону охраны культурного пласта (тут строительные работы позволены с разрешения Минкультуры и после исследований археологов).

При разработке проекта зон охраны проводятся научно–исследовательские работы, в том числе архивно–библиографические исследования. Составляется историческая справка. Дело довольно дорогостоящее. Нужно оплачивать командировки ученого, все его затраты. Как показывает практика, цена проекта зон охраны может доходить до 200 миллионов рублей. Все зависит от масштаба территории, изученности памятника архитектуры и количества объектов, которые входят в состав усадебно–паркового комплекса.

На этом все не заканчивается, а только начинается.

Приказом Министерства культуры назначается научный руководитель объекта. Его работу также должен оплачивать собственник памятника архитектуры. Под надзором специалиста составляется проект реставрации или реконструкции здания, который в обязательном порядке необходимо согласовать с Министерством культуры. Причем от министерства нужно получить разрешение на проведение проектных работ, на ввод объекта в эксплуатацию.

Может показаться, что схема слишком сложна и бюрократизирована. Однако только так государство может проконтролировать, что историко–культурная ценность не перестраивается в угоду чьему–либо вкусу. Если на здании, не включенном в Госсписок, можно применять любые материалы, то на памятнике архитектуры только те, которые соответствуют историческим. А значит, придется еще провести химико–физические исследования стен постройки. Это дополнительная статья расходов.


Научный руководитель обязан постоянно следить за происходящим в усадьбе. Чуть что не так — информировать Минкультуры. Тогда министерство выдаст предписание на приостановление работ и приведение их в соответствие с проектной документацией. Наталья Хвир говорит, что такие решения выносятся очень часто. Один из последних случаев зафиксирован в усадьбе Романовых в Старо–Борисове:

— Ее владелец сам начал что–то «клепать» без согласования с Министерством культуры. Мы выдали ему предписание, привлекли к административной ответственности.

Резиденция Умястовских в Жемыславле продолжает разрушаться. Фото caves.by

Может ли государство забрать у владельца его поместье? Наталья Хвир рассказала об одном прецеденте:

— В деревне Туча Клецкого района собственник фирмы «Автосервис 37» не исполнил своих обязательств: не начал в срок восстановительные работы. Здание вернули на баланс отдела образования райисполкома.

В Минкультуры гарантируют: у тех, кто рачительно относится к приобретенному имуществу, никто его отбирать не будет. Наоборот, государство заинтересовано в том, чтобы наследие страны не погибло.

Резиденция Умястовских в Жемыславле продолжает разрушаться. Фото  padarozhnik.com

Все, что в силах профессора Федорука, — продолжать экспедиции и вписывать жемчужины архитектуры и уникальные природные ландшафты в своего рода книги памяти. В них запечатлены исчезающие на глазах шедевры. Уже изданы тома по Минской, Брестской областям, по Кореличскому району Гродненщины и вот появился очередной — по 7 районам северо–западной области.

— Сколько дворцов и усадебно–парковых ансамблей вы насчитали? — поинтересовался у Анатолия Тарасовича.

— Это сложный вопрос. От некоторых из них остались только строения, от других — фрагменты парка, от третьих — почти ничего, кроме руин, зарослей сирени, одиночных деревьев. Уцелевшие ансамбли — редкость. Лишь в Брестской, Минской и Гродненской областям я насчитал более 1.000 объектов. Но сильно удручает то, что по сей день сносят руины зданий, вырубают вековые деревья и нередко целые аллеи. Зачем? «Чтобы не упали на голову». Даже в знаменитых Щорсах вырублены, на мой взгляд, беспричинно, аллеи, выражающие мотив французского классицизма, воплощенный в этой усадьбе самим Джузеппе Сакко!

— Почему так происходит?

— Еще после войны многие усадьбы восстанавливались, содержались в хорошем состоянии. Здесь открывали школы, клубы, медучреждения. Они становились центрами культурной жизни сел. С переводом учреждений в новые дома, закрытием школ, амбулаторий старые здания становятся бесхозными и безжалостно обезображиваются: лишаются окон и дверей, пола и потолка, крыши. Некоторые здания теряют кафельные печи, камины — произведения особой ценности.

— Почему гибнут вековые парки?

— С ними особая беда. Им нужен постоянный уход. Без ухода выпадают редкие растения, зарастают поляны, мелеют пруды, парки становятся местом свалок, выпаса скота.

— Есть мнение, что спасти это наследие может лишь приход инвестора, частного предпринимателя. Вы согласны?

— В первую очередь это должно быть нужно местным жителям. Ведь это их среда обитания. В Буденовке возле Ошмян местные власти хотели снести необарочный «палацык» и другие здания прежней усадьбы, но сельчане поднялись на защиту строений. А вот чтобы не только сохранить, но и поднять бывшие шляхетские дворы, конечно, без капиталовложений не обойтись.

Ценный вклад

П.Подкорытов на крыльце дворца в Подороске. Фото  Onliner.by

Предприниматель Павел Подкорытов одним из первых купил усадьбу, выставленную на аукцион. Его привлекло бывшее имение Подороск в Волковысском районе:

— Там все было сильно заброшено, но усадьба впечатлила. Отдал за нее около 118 тысяч долларов. Относительно недорого, если сравнивать с европейскими ценами. Я ее восстанавливаю, чтобы затем ее посещали люди, видели, как жила наша шляхта. Благодаря исследованиям в гродненских и краковских архивах проследили историю этого места до XVI века. Хорошо, что сейчас такое время, когда государством поощряются приобретения памятников культуры в частную собственность. Это дает шанс на их возрождение. Ведь я мог бы вложить деньги во что–то другое, а здесь инвестирую в нашу культуру. Уже потрачено около 50 тысяч долларов: 10 тысяч — на очистку парка и установку ограждений, около 30 тысяч — на проведение исследовательских работ. Хотелось бы сделать не просто усадьбу с музеем, а полноценный культурно–туристический центр.

Со знанием дела


Мир этому парку

Книга Анатолия Федорука «Старинные усадьбы Гродненщины» увидела свет благодаря финансовой помощи замкового комплекса «Мир». Это своего рода знак времени. Значит, ставка на то, что отреставрированные за счет бюджета страны замки будут приносить доход, себя оправдала. Научный редактор книги — директор «Мира» Ольга Попко, кроме того, ищет возможности возрождения старинных садов возле крепости:

— В 2012 году здесь вел раскопки археолог Андрей Метельский. Выявлены остатки дорожек XVIII века. В УП «Минскпроект» сделали чертежи для реставрации итальянского сада между северной стеной цитадели и дорогой Мир — Минск. Нужно очистить пруд, возвести ограду. Затем для туристов будем восстанавливать английский парк. Финансовый успех пока прогнозировать трудно. Но ведь еще 10 лет назад никто не предполагал, что работа музея в Мирском замке будет экономически успешной. А когда князь Николай Христофор Радзивилл Сиротка закладывал итальянский сад, он и вовсе не задумывался о финансовой выгоде. Мы думаем в первую очередь о культурном облике этого места, о его будущем.


Советская Белоруссия №245 (24626). Среда, 24 декабря 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter