Уровень СОЗнания

Беларусь — сторона  Стокгольмской  конвенции  с  2003  года и  разрабатывает  Национальный  план  действий по  предотвращению  и  минимизации  вредного  воздействия  СОЗ  на  окружающую  среду и  здоровье  населения

Беларусь — сторона  Стокгольмской  конвенции  с  2003  года и  разрабатывает  Национальный  план  действий по  предотвращению  и  минимизации  вредного  воздействия  СОЗ  на  окружающую  среду и  здоровье  населения. Но  оказывается, что  о  стойких  органических загрязнителях  слышали далеко  не  все… С  чем  их  «едят»?

Исследования Центра социологических и политических исследований БГУ показали, что большинство наших сограждан знают о стойких органических загрязнителях или совсем мало, или практически ничего. Как рассказала научный сотрудник центра Екатерина Баранова, республиканские экологические исследования по этой теме проводились с 1 ноября по 12 декабря прошлого года. Опрошены были почти тысяча человек в возрасте от 18 до 80 лет, проживающих в более чем пятидесяти населенных пунктах самых разных уголков нашей страны, в том числе сельской местности. По словам Е. Барановой, 68,8 процента опрошенных ответили, что услышали о СОЗ впервые. Вместе с тем практически такое  же количество граждан – 69 процентов – проявили высокий интерес к этой проблеме. «Таким образом, — подчеркнула научный сотрудник, — очевиден недостаток информации, который может привести как к порождению слухов, далеких от действительности, так и к недостаточному осознанию серьезности проблемы СОЗ». 

Вместе с тем те, кто располагает какой-либо информацией о СОЗ, отмечают, что основными источниками ее получения стали средства массовой информации. Теле- и радиопередачи, а также публикации в газетах и журналах заняли две лидирующие строчки в этом списке. Затем следуют беседы и обмен информацией на эту тему с друзьями, коллегами и родственниками. И всего 6,7 процента респондентов рассказали, что о СОЗ узнали от медработников. Это, как отметила Екатерина Баранова, самый последний пункт в списке. 

Однако, когда речь шла о желаемых источниках информирования, практически каждый опрошенный отметил, что хотел бы получать информацию именно от медработников. «Возможно, — говорит собеседница, — целесообразно было бы проводить такие консультации в поликлиниках по месту жительства, по месту учебы или работы». Доверяют граждане также передачам и публикациям СМИ, а вот беседы с друзьями, коллегами и родственниками уходят на последнюю строчку опроса. «Столь серьезную информацию, — подытоживает Е. Баранова, – население предпочитает получать из официальных источников». 

Родителей научат…  дети?

А какова роль в просвещении населения по этой проблеме учреждений образования? Участники семинара, который прошел в рамках проекта ГЭФ «Первоочередные мероприятия по выполнению Стокгольмской конвенции о СОЗ в Беларуси», сошлись во мнении, что эта роль достаточно велика. Более того, многие учреждения выразили большую заинтересованность в такой просветительской работе. В их числе — Республиканский экологический центр детей и юношества. 

Заведующая отделом экологии и охраны природы центра Алла Ковалева отметила, что в республике насчитывается 24 учреждения образования эколого-биологического профиля и 20 отделов экологии при других центрах внешкольной работы. «Мы работаем с детьми с 2,5 до 16 лет (некоторые учреждения до 18), — рассказала она. – Но, увы, для ребят этого возраста по проблематике СОЗ фактически ничего не разработано. Хотелось бы, чтобы не только взрослое население имело доступ к этой информации, но и дети. По мнению Аллы Евгеньевны, это важно еще и потому, что дети донесут нужную информацию и до своих родителей. Позитивный опыт такой работы в центре уже имеется. 

Вузы  знают, как  это  делать

Вместе с тем, несмотря на отсутствие образовательных программ и специализированных учебных изданий, которые позволили бы реализовывать знания по СОЗ всеобъемлюще, в ряде белорусских вузов данная проблема все же изучается. Как рассказал доцент кафедры экологии Белорусского национального технического университета Сергей Дорожко, изучению СОЗ в БНТУ уделяется огромное внимание. «В изучении проблемы СОЗ, — рассказал Сергей Владимирович, — нам помогло сотрудничество с отделением химической экологии шведского университета г. Умео. Это один из ведущих центров Европы. Наши студенты учатся там в магистратуре, пишут работы по СОЗ». Кроме того, вуз и, в частности, кафедра экологии БНТУ совместно с Минпромом и институтом переподготовки кадров повышают квалификацию кадров промышленности: разработан курс «Управление опасными отходами». 

Отвечая на вопрос «Кого и как учить?», Сергей Дорожко убежден, что в первую очередь необходимо разработать целевые программы для специалистов, занятых обращением с СОЗ и другими опасными веществами. Второе – студенты технических специальностей университетов должны получать общее представление о данной проблеме, а будущие специалисты-экологи обучаться по специально разработанным профессиональным программам. «Что касается школ, — заметил доцент, — считаю, что школьники могли бы получать знания о СОЗ на уроках химии, а также во время школьных акций, инициаторами которых стали бы учителя химии». 

Его коллега доцент кафедры экологического менеджмента и аудита Международного государственного экологического университета имени Сахарова Виктория Мисюченко (кстати, в этом вузе информация о СОЗ также дается в ряде дисциплин фактически на протяжении всего курса обучения) в качестве возможных путей интеграции программы изучения СОЗ в систему высшего образования предложила совместно с ИПИПРЭ НАН Беларуси разработать курс лекций по СОЗ, организовывать школьные конференции и семинары по этой проблеме с выступлением ученых и преподавателей вузов. 

Так необходима ли отдельная учебная дисциплина, изучающая СОЗ, или достаточно ввести дополнительный курс лекций в имеющиеся? На эти вопросы ответит время. Пока понятно, что необходимость информирования общественности, в том числе через учреждения образования, по проблеме стойких органических загрязнителей назрела. «Мы планируем, — отметил координатор проекта ГЭФ Юрий Соловьев, — собрать костяк специалистов, которые могли бы разработать обучающие программы. И будем при этом опираться на белорусские вузы». 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter