О фильме Алехандро Г.Иньярриту "Выживший"

Уроки выживания

Несколько лет назад Вадим Абдрашитов назвал имя лучшего, с его точки зрения, кинорежиссера — Алехандро Иньярриту. Это было задолго до мировой славы известного мексиканского постановщика. Позже Иньярриту не раз признавали лучшим на всех знаменитых кинофестивалях. Он был лучшим и за фильм «Вавилон», и за «Бердмен», и за «Бьютифул», и за «Суку–любовь». И вот теперь его «Выживший» вновь вырывается вперед. Во всяком случае, по итогам первых недель посленовогоднего проката именно этот фильм признан несомненным лидером. Опять же впереди замаячил «Оскар», где «Выжившему» вновь прочат триумф. Но вот тут с прогнозами можно и повременить.


Несомненно, авторский блокбастер Иньярриту впечатляет буквально всем: суровыми условиями жизни первых маунтинменов начала позапрошлого века (тех, кто осваивал скалистые ландшафты американского Дикого Запада, отвоевывая территорию, пушнину и золото у индейцев), мистическим присутствием духа индейского племени пауни, сюжетом жестокого предательства и мести, а также преданности и любви, достоинства и бесславия. Не меньшее восхищение вызывает отстраненная в своей могучей красоте природа во всех формах и видах: неприступные горы, полноводные реки, обваливающиеся водопады, непроходимые леса, широкие степи. В этом фильме это не просто пейзажи, а почти одушевленная среда, с высоты своего величия бесстрастно наблюдающая за всем, что происходит с человеком. С таким оператором, как Эммануэль Любецки (который тоже признан лучшим в своей профессии и с которым годом раньше был потрясающе снят «Бердмен»), кажется, и проселочную дорогу можно показать как нечто метафизическое, в чем пребывает сила земли.

В этих первозданных просторах и происходят невероятные приключения охотника Хью Гласса (Леонардо Ди Каприо). Преодоление всех испытаний, так как это показано в фильме, зрелище не для слабонервных. Некогда на канале National geographic был цикл передач о том, как выживать в непредвиденных обстоятельствах. Чем–то испытания Гласса напомнили тот цикл. После поединка с медведицей, лишенный возможности двигаться, весь в рваных ранах, истекающий кровью, Хью Гласс становится обузой для своего отряда. Брошенный в холодном лесу, переживший предательское убийство сына, Гласс в полном одиночестве борется за жизнь. Загнивающие раны лечит подсобным природным материалом, пищу добывает из засохших костей погибших животных или отнимая свежую добычу у волков, согревается в брюхе погибшего коня, ныряет в ледяную воду, катится вниз с бешеных водопадов, спасаясь от догоняющих врагов, — выживает. Одна строчка на рекламных афишах «Основано на реальных событиях» мало что проясняет в самом фильме. Кто такой Хью Гласс, почему у него сын–индеец, какова его история пребывания у Скалистых гор, где он как чужой среди своих и свой среди чужих, непонятно из фильма. Сама по себе история действительно реального человека выглядит обрывочно, лишенная всякой предыстории. Благо интернет восполняет отсутствие этой информации.

В «Выжившем» есть свой слоган: «Даже если у тебя остается последний вздох — живи». Такой позитивный призыв вполне в духе американского кино. И в духе современного контекста.

lpsm3163@mail.ru

Советская Белоруссия № 6 (24888). Четверг, 14 января 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter