В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения Владимира Нефёда – члена-корреспондента НАН, доктора искусствоведения, профессора, педагога, театрального критика

Уроки Владимира Нефёда

В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения В.И. Нефёда – члена-корреспондента НАН, доктора искусствоведения, профессора, лауреата Государственной премии БССР, заслуженного деятеля искусств БССР, автора известных академических трудов по истории белорусского театра, педагога, театрального критика. До нового тысячелетия он не дожил чуть более полугода. Но это физически. А реально Владимир Иванович продолжает жить в театральном процессе и сейчас через своих учеников и нынешних студентов театрального факультета Белорусской государственной академии искусств. Они изучают богатую историю национального сценического искусства по разным источникам. Но в первую очередь по его фундаментальному учебнику «История белорусского театра», изданному еще в 1982 году.

В Минск В.И. Нефёд приехал в 1940 году с дипломом театроведа после окончания легендарного в довоенное время Московского института истории, философии и литературы имени Н. Чернышевского. С того времени и начал свою трудовую, научную, педагогическую, творческую и общественную деятельность, целиком посвященную театральному искусству. Сделанное им за 60-летний творческий путь ученого, педагога, критика, публициста, драматурга впечатляет. Одно могу сказать: сегодня так напряженно и продуктивно почти никто не работает. Не берусь судить почему, но повторюсь: Владимир Иванович практически до последнего своего часа ежедневно по многу часов работал за письменным столом, а вечерами его можно было увидеть на спектаклях столичных театров. И это урок первый и самый важный от Владимира Ивановича – урок напряженного труда.

Урок второй от Владимира Ивановича связан с верностью и преданностью своим нравственным и эстетическим идеалам, которые он пронес через всю свою жизнь в науке, творчестве, педагогике. На мой взгляд, очень актуальный урок для нынешних поколений театральных деятелей, которые проходят жесткие испытания так называемым плюрализмом и вседозволенностью.

Современный белорусский театр переживает очень сложный и противоречивый период своей истории, когда почти все возможно и позволительно, но, естественно (хотя это не все хорошо понимают и осознают), далеко не все, скажем так, новаторские (я здесь обхожусь без всяких кавычек в знак уважения к разнообразным поискам и экспериментам) идейно-творческие устремления мастеров разных поколений приносят желаемый выдающийся художественный результат. Для этого достаточно внимательно посмотреть премьеры последних лет в наших театрах и убедиться в этой непростой творческой ситуации, в которой оказался современный отечественный театр. Впрочем, замечу для утешения сверхчувствительных особ из нашего бомонда: и в других театральных культурах бывшего СССР положение не лучше.

И здесь весьма уместен третий урок Владимира Ивановича, преподнесенный им своим жизненным примером, – урок доброжелательного отношения к творцам, коллегам, оппонентам. Проявление доброжелательности не в ущерб принципиальности и верности своим убеждениям – это большое и редкое искусство, которым в совершенстве владел Владимир Иванович и которое являл нам, своим ученикам, своими конкретными поступками.

С 2003 года в стенах Белорусской государственной академии искусств ежегодно в апрельские дни проводится республиканская научно-творческая конференция «Нефёдовские чтения». На этой конференции (замечу, что ее активно поддерживает Министерство культуры) теоретики, историки и практики художественного творчества обсуждают актуальные проблемы истории и теории белорусского искусства, делятся своими наблюдениями, опытом, открытиями, высказывают новые идеи, концепции, предложения, направленные на дальнейшее развитие национальной культуры и искусства.

По итогам этих острых и плодотворных дискуссий издаются сборники материалов конференций, которые являются, как мне кажется, лучшим проявлением памяти и уважения к личности Владимира Ивановича Нефёда и его научному, педагогическому и критическому наследию. Это наследие не лежит мертвым капиталом, оно работает на сегодняшний и завтрашний день белорусской театральной культуры. А это уже другой урок, урок, который преподносят своим будущим наследникам сегодняшние продолжатели дела Владимира Ивановича Нефёда.

Ричард Смольский, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель культуры
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter