Уроки турецкого

Как белорусские спасатели тушат турецкие кедровые рощи

Летчики МЧС потушили туристический автобус в Чанаккале, а теперь заливают водой кедровые рощи Денизли

Лето — самый ненавистный и тяжелый сезон для турецких лесников-спасателей. Солнца много, дождей мало — кажется, еще чуть-чуть и под ногами загорится раскаленный песок. Что уж говорить о сухих, как порох, лесах в высокогорье… Неудивительно, что турецкая сторона третий сезон кряду приглашает белорусских авиаторов МЧС помогать в тушении. В конце апреля наш Ми-8 с семью членами экипажа прилетел в Стамбул, а оттуда перебазировался в район пролива Дарданеллы. С тех пор белорусы всю неделю работают в режиме 12-минутного взлета по тревоге. И уходят с аэродрома после 21.00 по местному времени...

Тем не менее май выдался неожиданно спокойным. Было всего пару серьезных пожаров. Один из них — в районе Чанаккале. Водитель пассажирского автобуса с 45 туристами на борту не справился с управлением, машина перевернулась на подъеме и от удара загорелась. Люди успели выбраться из горящего салона, но огонь быстро перекинулся на ближайший лесной массив. Пожар стал стремительно набирать обороты — вертолет вызвали по рации турецкие лесники. В считанные минуты Ми-8 залил и просеку, и пылающий «неоплан». Он-то и пострадал больше всего.

— В начале июня стартовало классическое турецкое лето: + 30 ночью, + 40 днем. И нас перебазировали на юго-восток Западной Анатолии, в город Денизли. Вся ирония заключается в том, что с местного наречия его название расшифровывается как «морской», но никакого моря здесь нет в радиусе 170 км. Зато в округе в избытке сосновые, еловые и кедровые рощи, которые турки берегут как зеницу ока. И вот с середины июня они начали гореть, причем сильно, — рассказывает «Р» Виталий Баранов, командир экипажа. — Радиус нашего вылета: 60 на 150 на 170 км. Если в этой зоне фиксируется возгорание, с нами связываются из лесничества и сообщают координаты пожара. На место мы обычно доставляем по 15—20 лесников с бензопилами, мотыгами и граблями. Если нужно, координатор-турок показывает, где именно нам нужно слить «купол» с тремя тоннами воды. Вообще, поначалу нас очень удивило, насколько трепетно здесь относятся к лесам. Горные рощи в Турции — ничуть не меньшее богатство, чем Памуккале или Троя.

Распорядку дня белорусских спасателей не позавидуешь. Начало дежурства на аэродроме в 6.00, окончание — с заходом солнца, то есть после девяти вечера. Все это время четверо летчиков и трое инженеров-техников находятся в режиме боевой готовности. А это значит, что максимум через 720 секунд после вводной Ми-8 должен быть в воздухе. За опоздание — штрафные баллы.

С 21-го по 26 июня в Денизли творилось что-то невообразимое. Лесные пожары — один за другим. Вертолет не успевал приземляться, как тут же получал координаты новой «горячей точки». В общей сложности наши ребята проводили на тушении по 5—6 часов в день. Тяжелее всего было тушить пригород Измира: горели лесопосадки под самой линией электропередачи. Приходилось делать в воздухе чудеса акробатики — и сливать воду сбоку, забросом.

— Сложность представляют не сами пожары — разгореться до серьезных масштабов турки им просто не дадут, а местность, в которой приходится работать. В основном это высокогорья и ущелья, где перепады высот могут быть от 0,5 до 2 км. Добавьте сюда непредсказуемые ветры и работу на максимальных взлетных массах — быстро приноровится к пилотированию и тушению в таких условиях может только опытный пилот, — говорит Виталий Баранов. — Вода — отдельный разговор. Как я уже сказал, до моря здесь далековато, поэтому свой подвесной «купол» заправляем в горных лужах-сажалках или небольших ледниковых озерах. Есть тут и целый каскад искусственных пожарных водоемчиков диаметром 10 на 15 метров. Отличить их от других очень просто — по периметру они обнесены колючей проволокой, а вода в них окрашена во все цвета радуги: скажем, в красный или синий. Это сделано специально, чтобы местные крестьяне не прельстились на близость водоисточника.

К 45-градусной жаре в кабине белорусы уже привыкли. Спасение только в одном — тазике со льдом, который берут на борт и в котором зарыты бутылки с минералкой. К концу полета экипаж выпивает по 10—12 литров живительной влаги. Иначе, уверяют, неминуемое обезвоживание организма.

— С питанием все проще, хотя свинины у мусульман не сыскать днем с огнем. Готовим себе сами: в основном покупаем в супермаркете говядину, баранину, курятину… Овощи и фрукты на столе каждый день, — рассказывают по телефону летчики. — Но особенно ценятся домашние деликатесы. Не поверите, самое большое лакомство у нас — это белорусское сало, колбаса, сгущенка и тушенка. У них свой особенный вкус дома.

-----------------------------------------

Любопытно

За время пребывания в Турции летчики МЧС Беларуси совершили 30 боевых вылетов, налетав в общей сложности 30 часов и выполнив 50 сливов. В соответствии с условиями контракта наш экипаж пробудет здесь до 27 октября.

-----------------------------------------

 Для посетителей нашего сайта - подробный репортаж о том, как белорусские спасатели помогают своим турецким коллегам тушить лесные пожары. В желтой форме - МЧС Турции.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter