Как готовят будущих педагогов в ГрГУ имени Янки Купалы

Уроки собственных открытий

В какой атмосфере и на основе каких принципов формируется новое поколение школьных учителей
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы изначально создавался как педагогический институт. В 1940 году, на момент основания, вуз так и назывался — учительский институт. Сейчас специальностей стало гораздо больше, однако и прежние задачи никто не отменял: ГрГУ необходимо готовить высококвалифицированных учителей и преподавателей. Треть специальностей здесь так и остались педагогическими. 99 процентов учившихся на них выпускников–бюджетников идут работать в сферу образования.

О том, в какой атмосфере и на основе каких принципов формируется новое поколение школьных учителей и университетских преподавателей, мы попросили рассказать ректора ГрГУ имени Янки Купалы доктора педагогических наук Андрея Короля.

— Андрей Дмитриевич, не могли бы вы нарисовать портрет студента, идеально подходящего для профессии учителя?

— Идеальный студент должен быть прежде всего «строителем» своего пути, а не «кладовщиком», накопителем информации. В период адаптации первокурсника важная задача университета — стать ступенькой на пути к его самореализации. Здесь очень важно организовать глубокий индивидуальный подход к каждому, сформировать стойкую мотивацию к обучению.

— Для воспитания такого студента и учитель должен быть ему под стать. Такой, который способен «приправить» пресную программу креативом и энтузиазмом. Вопрос двойной: много ли сейчас таких молодых учителей и вообще можно ли научить этому в университетских стенах?

— Ответ на первый вопрос: немного. Хотелось бы, чтобы было больше. На вторую часть вопроса отвечу так: можно и нужно. Но начинать воспитывать результативного педагога необходимо еще с первого класса. Если тогда ему предоставили возможность раскрыться, самореализоваться, совершать на каждом уроке собственные маленькие открытия, он станет не просто обладателем знаний и умений. Он научится ставить и достигать цели, анализировать свою деятельность, станет «строителем» вначале своего учебного, а затем и профессионального учительского пути.

Я представляю научную школу педагога, российского академика Андрея Хуторского, основная цель которой — выявить, раскрыть и реализовать потенциал человека. Ученик, вне зависимости от ступени образования, — это не чистый лист, который нужно заполнить, и не глина, из которой мы должны что–то вылепить. Это — «семя неизвестного растения». Задача педагога — создать необходимые условия для того, чтобы это «семя» проросло. И ни в коем случае не давать готовые шаблоны и решения, а позволить, чтобы каждый ученик смог раскрыть свои способности и приобретать знания.


— Существует мнение, что нет абсолютно бесталанных учеников — достаточно найти к каждому индивидуальный подход. На это способен далеко не каждый педагог. И все–таки кто должен подстраиваться: учитель под особенности ученика или ученик под особенности учителя?

— Не нужно ни под кого подстраиваться. Учеба — это равноправное сотрудничество. Нельзя каждому ученику «выдать» по учителю. Достаточно создать среду, благоприятную для раскрытия потенциала ученика.

Согласно разработанной нами системе эвристического обучения на основе диалога мы создаем именно такую среду. Эта система ориентирована на обучение учеников задавать вопросы и таким образом формировать свою систему знаний и компетентностей в диалоге с культурно–историческим наследием. Для этого в начале занятия ученику предлагается с помощью вопросов познать реальные объекты окружающего мира. Так ученик создает свое видение объекта. Далее он должен заглянуть в учебник и узнать, как видит этот объект человечество. При этом он сравнивает «свое» с «чужим» — культурно–историческим аналогом, совершая открытие. И на завершающем этапе урока ученик доказывает или опровергает свою точку зрения с помощью вопросов. Таким образом, ученик учится ставить цели, анализировать, задавать вопросы, смотреть на одну и ту же вещь с разных, подчас противоположных сторон.

Хотел бы особо отметить, что сравнение двух разных точек зрения обращает ученика к собственному нравственному «я», ведь мы можем познать себя настолько, насколько узнаем, кем не являемся. Это приводит к самоизменению и самореализации ученика.

В результате меняется и роль учителя. Он должен не давать правильную и готовую информацию, а быть организатором познавательной, исследовательской, творческой деятельности учеников, которая обеспечивает построение каждым из них собственной индивидуальной образовательной траектории.

— А в состоянии ли ученики задавать вопросы на пустом месте, не получив заранее готовой информации? Насколько творческая у нас молодежь?

— Проведенный нами эксперимент с участием более 30.000 учеников и педагогов в очной и дистанционной формах только подтвердил то, что ребенок — совсем не чистый лист. Многие дети способны совершать открытия, сопоставимые с культурно–историческими аналогами.

Чтобы было понятнее, приведу пример. Первого сентября на международной дистанционной эвристической олимпиаде «Знание» первоклассников попросили задать вопросы о знаниях. Как думаете, о чем спросили дети? «Откуда знания берутся в голове?», «Знание — это вопрос или ответ?», «Почему мы не бываем бессмысленны?», «Есть ли конец знаниям?», «Можно ли знать все?»... Из ответов на некоторые вопросы состоят тома философских сочинений, а многие из них так и остались нерешенными. И это не какие–то особенно одаренные ребята, не победители олимпиад, а обычные первоклашки.

— Итак: кто–то из учителей искрит новыми идеями и стимулирует к нестандартному мышлению, а кто–то просто качественно и внятно вкладывает в голову ученикам теорию предмета. Кто из них поступает правильно?

— Я не призываю отказываться от классической системы обучения, ведь природа человека — в общности и стереотипного, и творческого начал. С момента, когда были написаны учебники, по которым сейчас учатся наши дети, мир поменялся. Это не дает нам права ломать существующую образовательную систему, но следует учитывать новые реалии.

— В начале 90–х мы были вынуждены констатировать падение престижа профессии педагога. Не задумывались ли вы, каким образом можно было бы вернуть утраченный престиж?

— Причина падения престижа профессии педагога — следствие общей девальвации ценностей в глобализирующемся мире. Это рост количества шаблонов, объемов информации и коммуникаций, отрицающих содержание — глубинные нравственные и ценностные основы жизни человека и общества. Или еще проще: если выигрываешь в доступности, проигрываешь в глубине. В свое время философ Вигтентшейн сказал: если бы удалось создать книгу, вмещающую все знания человечества, то в ней не нашлось бы места морали. Сегодня прообраз такой книги создан — это интернет. Зачем нужен учитель, если всю информацию можно получить, всего лишь нажав на кнопку?

У нас в стране ситуация еще не настолько плачевна, как в других государствах, более зависимых от реалий постиндустриального общества.

— Новые технологии — они сейчас везде. Все, где нет электронной платы, сейчас чуть ли не априори считается устаревшим. В каком виде вы видите необходимость применения новых технологий в учебном процессе?

— Главное место в учебном процессе за педагогическими, а не за интернет–технологиями. При передаче информации ученику без учета его способностей использование телекоммуникаций умножает и проблемы: шаблонное мышление, плагиат, обезличивание. Однако при ориентации на самореализацию ученика телекоммуникации «работают на личность»: дают возможность каждому ученику сравнить результаты обучения, отстоять ту или иную точку зрения.

— Насколько конкурентоспособно наше образование, чтобы приступить к серьезному экспорту образовательных услуг?

— Если говорить о нашем университете, то у нас обучаются более 600 студентов из 23 стран. Вот недавно китайский студент получил диплом магистра и принял решение продолжить обучение в аспирантуре. Насколько мы конкурентоспособны? Могу сказать, что я получаю много лестных отзывов и о наших преподавателях, и о системе белорусского образования в целом. Однако определенные изменения в реализации двухступенчатой системы высшего образования могут повысить его конкурентоспособность.

— Вы не только ученый, но и руководитель–практик. По какому пути сейчас идут преобразования в ГрГУ?

— Каждый вуз сегодня развивается в непростых условиях, которые требуют от него обновления. Это кропотливая работа — не менее важная, чем совершенствование методики обучения. Мы оптимизируем структуру университета: укрупняются кафедры, реорганизовываются факультеты. Для обеспечения количественных и качественных показателей набора студентов, развития экспорта образовательных услуг начал работу факультет довузовской подготовки. К слову, ГрГУ является одним из немногих вузов страны, который полностью выполнил план бюджетного набора еще в первом туре.

Сегодня важна тесная связь с предприятиями. Стараемся работать так, чтобы образование студента было «заточено» под нужды конкретного предприятия, которое не только гарантирует рабочее место выпускнику, но и заинтересовано в его научной деятельности и дальнейшем развитии. Отсюда учебный и научный сегмент вуза интегрируются в производственную сферу. Мы создаем научно–учебно–практические лаборатории, которые финансово себя могут гарантированно оправдать и в которых занимаются и студенты, и взрослые. Таким образом обеспечивается непрерывность образования.

Отсюда и почти стопроцентное распределение. Ребят IT–профиля работодатели отслеживают чуть ли не с первого курса. Цель университета — конкурентоспособность выпускников.

czcz@onet.eu

Советская Белоруссия №211 (24592). Вторник, 4 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter