В Большом театре в Минске летний фестиваль балета подходит к своему завершению. Звезд Мариинки, блиставших на открытии форума, на сцене сменяли артисты «Киев Модерн-балета». Два вечера подряд хореография Раду Поклитару и спектакли киевской труппы приводили часть публики в экстаз, аплодировали стоя. К похвалам постановщик современного танца относится сдержанно, как и критике. Известно, что современный танец у нас для многих в диковинку. Далеко не все зрители, придя в академический театр, ожидают увидеть в классической «Спящей красавице» вместо добрых фей на сцене козлотуров, крабораков и других чудищ. Но таков уж Раду Поклитару — в классических либретто ему скучно.
Идеальным светом для своей человеческой красоты Раду Поклитару считает полную темноту.
Мы встретились с Раду во время очередной репетиции. В нашем театре он, слава богу, отлично ориентируется: все-таки 10 лет служил белорусскому балету. Мы попросили хореографа дать нам несколько уроков: как вчерашнему артисту кордебалета превратиться в успешного владельца собственного «заводика» — академического театра, быстро прославиться, подружиться с селебрити и, наконец, начать зарабатывать больше, чем тратишь.
Урок 1. Слушать себя
Я всегда хотел ставить балеты, выучился в белорусской академии музыки на хореографа, получил диплом, но работал в кордебалете. И вот однажды получаю предложение возглавить молдавский театр оперы и балета. До сих пор шучу на эту тему с Юрием Трояном, художественным руководителем белорусского балета, тогда он был директором труппы. Я пришел к нему советоваться, ехать мне в Кишинев или нет. На что Юрий Михайлович ответил: «Слушай, Раду, зачем куда‑то ехать, тебе до пенсии осталось 10 лет. Доработай спокойно, потом будешь ставить у нас». Теперь при встрече с ним я каждый раз спрашиваю: «Помните, как вы меня пытались еще на 10 лет заковать в «кандалы»?» Смеемся, конечно. Думаю, я сделал правильный выбор, рискнув в 29 лет возглавить театр в Молдове, и хоть через год меня уже оттуда «попросили» — имя прозвучало, и посыпались приглашения ставить спектакли в Москве, Риге, Перми и других городах. Я был очень востребован. Правда, до сих пор не знаю почему. Считаю, что свою работу делал максимально хорошо, честно и качественно, прислушивался только к себе. А дальше уже как карта ляжет, не от нас зависит.
Вместо фей зрители увидели в «Спящей красавице» козлотуров, крабораков и других чудищ.
Урок 2. Уметь удивляться
Никакой я не провозвестник современного танца, скорее, человек, который воспитан на классическом балете, и внутри моей хореографии — странной или не странной — все равно лежит классика. На ее скелет набрасываю мышцы придумок, и любитель этого не замечает, а профессионалу видно, что мой балет — это неоклассика, которую трудно назвать определенным стилем. В модных словах и течениях — контемпорари, модерн‑джаз и прочее — я до сих пор ничего не смыслю. Клянусь. Правда, отлично вижу, когда плохо танцуют или хорошо. Смотрю на работы своих коллег и чаще всего понимаю, как они это придумали, и мне становится скучно. То есть я знаю, как это сделано. И страшно люблю всегда то, что заставляет меня удивляться. В течение семи лет преподаю искусство балетмейстера в Киевском национальном университете культуры и искусств. И ребята, которые оканчивали у меня третий курс в этом году, сдавали экзамен. У них было сложное задание: поставить на стихи Бродского трио, в котором один человек не касается пола и все трое находятся в постоянном физическом контакте друг с другом. Так вот, у ребят были работы, которые меня приятно удивили, поймал себя на мысли, что у меня не хватило бы мозга так необычно придумать. Верим мы или нет, но следующее поколение обязательно будет, причем будет лучше нас.
Урок 3. Возраст не имеет значения
В ноябре я привезу в Минск премьеру «Вий». По части хореографии не самый сложный наш спектакль, но техническая часть — это ад. На сцену мы водрузили огромный куб — 4 на 4 метра — и на него постоянно давали видеопроекцию, которая создавала 3D‑эффект: действие происходило и внутри куба, и снаружи. Так вот, отладка видеоконтента с четырех проекторов в правильном масштабировании и яркости заняла у нас чудовищное количество времени, я дневал и ночевал во дворце, где мы должны были играть премьеру, и думал, что она никогда не состоится. Но зато, когда сыграли, публика была в восторге. Во время полета Хомы на Панночке зал взорвался овациями, а если бы мы убрали 3D‑проекцию вокруг танцовщиков, по хореографии это было бы страшно примитивно.
Так что техника сегодня здорово помогает, в искусстве в том числе, если ты умеешь ею пользоваться. И конечно, ее надо осваивать независимо от возраста. Грубо говоря, я люблю изучать свой смартфон, пользуюсь разными его функциями, а мой папа, когда ему было 78 лет, кидал его об стенку, говорил, что ничего в нем не понимает. И никто из нас не хуже. Просто один умеет пользоваться техникой, а другой — нет.
Или еще пример: я ставил танцы для фильма «Синдром Петрушки», в котором главные роли сыграли Чулпан Хаматова и Евгений Миронов. Несмотря на свой совсем не юный возраст, они оба репетировали по 7 часов сложнейшие танцы и поддержки, оба маньяки работы. Я Миронова предупреждал, что надо чуть помедленнее, мол, завтра не встанешь. В итоге на следующее утро мы все пришли на репетицию в Театр наций, а Женя не пришел — он был у остеопата, который пытался восстановить его из обломков после изнурительных занятий. А посмотрите, как они оба двигаются в этой картине, — фантастика, светлые и легкие люди, возраста которых не замечаешь.
КСТАТИ
Фестиваль «Балетное лето в Большом» завершится сегодня гала-концертом. На сцену выйдут примы и премьеры ведущих театров мира.
viki@sb.by
Балетный бунтарь Раду Поклитару в ноябре привезет в Минск премьеру «Вий»
Уроки Раду Поклитару
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.