Уроки прошлого и поиск настоящего

Вчера в ФРГ отмечался День германского единства.
Вчера в ФРГ отмечался День германского единства. Не секрет, что за период, прошедший после объединения Федеративной Республики и Демократической Республики в 1990 году, белорусско-германские отношения вышли на качественно новый уровень. Принципы сближения, а не конфронтации, диалога, а не изоляции, стали основой взаимоотношений между Беларусью и Германией.

Президент Александр Лукашенко принимал вчера в своей резиденции Чрезвычайного и Полномочного Посла Германии в Беларуси Хорста Винкельмана в связи с окончанием его дипломатической миссии в нашей стране. И эта встреча также стала подтверждением взаимной готовности к ведению конструктивного диалога и наращиванию взаимовыгодного сотрудничества.

Недавно в свет вышел специальный выпуск журнала "Беларусь в мире", целиком посвященный прошлому, настоящему и будущему белорусско-германских отношений. Предлагаем читателям "СБ" материал немецкого дипломата Хорста Винкельмана, опубликованный в этом журнале и любезно предоставленный нашей газете.



22 июня 2001 года исполнилось 60 лет со дня нападения гитлеровской Германии на Советский Союз. Какое значение имеет эта дата для современной Германии и какую роль она играет в отношениях Германии с сегодняшней Беларусью?

Нападение на Советский Союз в июне 1941 года представляло собой не просто территориальное расширение зоны военных действий, но и качественное изменение войны. С одной стороны, несмотря на то, насколько невероятно это может прозвучать ввиду того, что уже произошло, для Гитлера война началась только в июне 1941-го. С другой стороны, с этого момента изменился и сам характер войны: если до этого мы и вели речь о войне, которая - в особенности на театрах военных действий восточнее Германии - велась с чрезвычайной жестокостью и постыдным несоблюдением международно-правовых норм ведения войны, то в Советском Союзе началась расистско-идеологическая война на истребление и порабощение, не знающая никаких цивилизованных рамок. Это не случайное совпадение, что вскоре после начала войны против Советского Союза началось называемое нацистами с непревзойденным цинизмом "окончательное решение еврейского вопроса". Поставленное на промышленную основу уничтожение миллионов людей наряду с бредом о "жизненном пространстве" было второй ключевой идеей патологического "мировоззрения" Гитлера.

Еще в период завершающей фазы первой мировой войны Беларусь пострадала от немецкой оккупации. Теперь же в силу своего географического положения и той роли, которая была отведена ей нацистскими захватчиками в своих расистско-идеологических, военно-стратегических, продовольственных и экономико-политических концепциях, она пострадала от последствий войны, как никакая другая страна. Война и преступления, ее сопровождавшие, совершенные в основном немцами и ответственность за которые почти во всех случаях лежит на них, оставили в каждой семье раны, которые и по сей день накладывают свой отпечаток на жизнь многих людей. Согласно результатам последних исследований, в период с 1941 по 1945 годы погиб каждый третий житель страны. Бесчинства, творимые в Беларуси, не укладываются ни в какие рамки человеческого рассудка. О тех чудовищных зверствах напоминают такие названия, как Хатынь, Тростенец, Озаричи и многие другие.

Сегодняшняя Германия сознает свою историко-политическую ответственность за преступления нацистской Германии. В особой мере это касается Беларуси, т.к. именно Беларусь пострадала особенно сильно.

В данном контексте следовало бы упомянуть о некоторых основополагающих выводах, которые сделала для себя Германия после 1945 года.

Во внутриполитической сфере это - конституционная гарантия основополагающих прав человека и правовой государственности и демократии, а также организация "демократии на принципах самообороны", что позволяет бороться против тоталитарных устремлений государственными средствами на правовой основе. На общественном уровне это отображается, опять же, в "антитоталитарном соглашении" подавляющего большинства населения, которое вот уже на протяжении более пяти десятков лет не позволяет экстремистским партиям играть существенную роль в политической жизни Федеративной Республики Германии.

Что касается отношений с внешним миром, то Германия с 1949 года с полной решимостью вливалась в содружество западных демократий. Отказу от политики применения военной силы и внешнеполитической конфронтации для отстаивания собственных интересов соответствует целенаправленная многовекторность немецкой внешней политики. Это означает, с одной стороны, активную роль Германии в деятельности ООН и постоянную работу по ее укреплению, равно как и других организаций, целью которых является снижение напряженности в мире (например, участие в создании Международного трибунала).

С другой стороны, отстаивание до сегодняшнего дня тех же внешнеполитических принципов на европейском уровне означает для Германии ее активное участие в создании все более глобального интеграционного пространства европейских демократий. Но и вне ЕС Германия проводит политику добрососедского сотрудничества и обоюдного соблюдения некоалиционных политических интересов, а с 1975 года - прежде всего в рамках ОБСЕ.

Естественно, что политика добрососедского сотрудничества проводится на многостороннем уровне; в особой мере это касается отношения Германии к Беларуси.

Как уже было сказано, Германия осознает, в какой мере Беларусь и ее народ пострадали в 1941 - 1945 гг. Поэтому первое и основное, что волнует Германию в отношении Беларуси, - это поиск настоящего, т.е. всеобъемлющего и стабильного примирения. Я лично тронут многочисленными примерами готовности к такому примирению, которые встречал с белорусской стороны. Особое впечатление производит на меня то, с какими дружелюбием и открытостью очень многие пожилые люди, пережившие ужасы войны, относятся ко мне, представителю Германии. Немецкий народ с благодарностью принимает эту готовность и будет впредь делать все возможное, чтобы использовать предоставленный ему шанс.

Это находит свое подтверждение во многих сферах. Так, мы видим множество примеров, как многочисленные немецкие организации и частные лица помогают Беларуси в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, в основе чего не в последнюю очередь лежит стремление открыть новую главу дружбы и добрососедства именно с этой страной, столь сильно пострадавшей от преступлений немцев во время второй мировой войны. Особое значение имеет тот факт, что в этом участвует большое количество как молодых, так и пожилых немцев. В равной степени меня радует тот факт, что эти и многие другие контакты, например, в рамках сотрудничества между нашими городами, просто общение между гражданами наших стран ведут к тому, что все большее количество белорусов посещает Федеративную Республику (за прошлый год немецкое посольство в Минске выдало более 100 тыс. виз). Тем самым в первую очередь молодые белорусы могут собственными глазами увидеть, что они имеют дело с новой, другой Германией, чем их отцы и деды.

В политической сфере Германия в прямом смысле этого слова пытается оправдать свою ответственность в отношении Беларуси. Так, немецкое правительство делает все возможное, чтобы в современных непростых рамочных условиях, несмотря на различия во мнениях, поддерживать контакты между западным сообществом и Беларусью, находить приемлемые для всех сторон решения вопросов, представляющих взаимный интерес. И в этом смысле оправданным является то, что - и это постоянно подтверждают результаты социологических исследований - большинство граждан Беларуси считает Германию основным партнером своей страны западнее ее границ.

В заключение следует назвать еще два круга вопросов двусторонних отношений между Германией и Беларусью, представляющих интерес с точки зрения продолжения процесса примирения. Первое - это вопрос ухода за немецкими военными захоронениями на территории Беларуси и белорусскими или советскими захоронениями в Германии. Из опыта отношений со всеми своими другими соседями Германия знает, что взаимный уход за могилами павших может в значительной мере способствовать примирению. Особенно показательными в этом плане являются германо-польские и германо-французские отношения. Потому что я точно знаю, что слова "примирение через память о погибших" ни в коем случае не могут являться пустыми словами. Надеюсь, что в ближайшем будущем сможет быть ратифицировано наконец и белорусской стороной заключенное между Беларусью и Германией соглашение о военных захоронениях.

Последний пункт, о котором я хотел бы упомянуть в связи с особой историко-политической ответственностью Германии, - это компенсационные выплаты бывшим подневольным рабочим. Они начинаются сейчас, практически ровно через 60 лет, прошедших с даты 22 июня 1941 года. Белорусским гражданам немецкий фонд "Память, ответственность и будущее" выплатит в общей сложности 694 млн. немецких марок. С одной стороны, я должен признать, что слишком много воды утекло, пока наконец был сделан этот шаг. С другой, однако, следует заметить, что начавшиеся выплаты являются свидетельством того, что и по прошествии 60 лет после начала германо-советской войны ее последствия оказывают влияние на немецкую политику.

Развязанная Германией война принесла народу Беларуси неизмеримые страдания. Но сейчас у нас есть шанс, ни о чем не забывая и ни в коем случае ничего не приукрашивая, направить свои устремления в будущее и начать строить его сообща, во благо наших народов.



От редакции. Пользуясь случаем, заверяем Х.Винкельмана в искреннем уважении и желаем ему новых успехов на дипломатическом поприще.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter