Уроки одного спора

Методика  исчисления  НДС  формирует  единое  обязательство  продавца  и  покупателя  на  исчисление  и  уплату  налога  в  бюджет

Методика  исчисления  НДС  формирует  единое  обязательство  продавца  и  покупателя  на  исчисление  и  уплату  налога  в  бюджет 

В соответствии с пунктами 1, 2, 4, 5 статьи 16    Закона Республики Беларусь «О налоге на добавленную стоимость» плательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на налоговые вычеты. Вычету подлежат суммы налога, предъявленные продавцами плательщику при приобретении им товаров для их последующей реализации; налоговые вычеты производятся на основании первичных учетных и расчетных документов установленного образца, выставленных продавцами при приобретении плательщиком товаров; вычетам подлежат фактически уплаченные плательщиком суммы налога при приобретении товаров после отражения их в бухгалтерском учете. 

Согласно пунктам 34, 35 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утвержденную постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, налоговые вычеты производятся на основании первичных учетных и расчетных документов установленного образца, выставленных продавцами при приобретении плательщиком товаров. Вычетам подлежат фактически уплаченные суммы налога после отражения их в бухгалтерском учете. Требования, которым должны соответствовать первичные учетные документы, содержатся в статье 9 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности». 

Факт совершения хозяйственной операции должен подтверждаться первичным учетным документом, имеющим юридическую силу, который составляется соответственным исполнителем субъекта хозяйствования совместно с другими участниками операции. Несоблюдение требований законодательства приводит к доначислению субъекту хозяйствования огромных сумм НДС и пени за неисполнение налогового законодательства по результатам налоговых проверок. 

В такую неоднозначную ситуацию попало и одно из могилевских обществ с ограниченной ответственностью. Начальник ИМНС Республики Беларусь по Могилевской области по результатам рассмотрения акта  комплексной выездной налоговой проверки  финансово-хозяйственной и иной деятельности принял решение № 201 от 19 октября 2006 года  о доначислении ООО  налогов и сборов в сумме 344 126 442 рубля, пени за неисполнение налогового обязательства в  72 591 680 рублей. В акте проверки налоговая инспекция сделала вывод о необоснованности принятия к вычету сумм входного НДС по хозяйственным операциям по получению товарно-материальных ценностей от четырех поставщиков. 

Не согласившись с ненормативным актом налогового органа, общество обратилось в хозяйственный суд Могилевской области с заявлением о признании недействительным решения № 201 от 19 октября 2006 года. Оспаривая решение налогового органа, заявитель утверждал, что в обязанность субъекта предпринимательской деятельности, принимающего к учету товар, действующим законодательством вменена обязанность по проверке первичного документа лишь по форме и содержанию, но не на предмет его принадлежности отправителю товара или его нахождения в списке аннулированных бланков первичных учетных документов. Действия ООО, направленные на изменение объема и состава своих обязательств в имуществе общества (оприходование товара на складе, отражение стоимости товара в регистрах бухгалтерского учета, проведение расчетов за полученный товар, исполнение налогового обязательства в отчетных периодах), свидетельствуют о добросовестности ООО  как покупателя, поэтому недоброкачественность первичного учетного документа не может аннулировать хозяйственные операции. 

Суд не принял во внимание доводы заявителя и решение налоговой инспекции признал законным и обоснованным, приняв во внимание следующие установленные по делу обстоятельства. Согласно бухгалтерскому учету общества с ограниченной ответственностью хозяйственные операции с юридическими лицами осуществлялись на основании договоров поставки. Товар от указанных юридических лиц ООО  получило по товарно-транспортным накладным в проверяемый период всего на общую сумму 1 573 887 702  рубля. Расчеты за полученный товар через расчетный счет в банке не были проведены. Оплата производилась по договорам перевода долга. Кроме того, ООО  производило контрагентам по сделкам встречные поставки товара. 

Вместе с тем налоговым органом были представлены в дело доказательства, которые позволили суду сделать вывод об отсутствии юридической силы первичных учетных документов, по которым производились поставки товара в адрес заявителя. Так, товарно-транспортные накладные за 2004 год были оформлены от имени ТПЧУП, которое ликвидировано в установленном порядке еще в  2003 году и исключено из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Другие поставщики  в период отгрузки товара заявителю не осуществляли финансово-хозяйственной деятельности более шести месяцев (отсутствовало движение денежных средств на расчетных счетах, не представлялись отчеты в налоговый орган), в связи с чем данные предприятия поданы на ликвидацию.  

Мероприятия, проведенные контролирующим органом, выявили факты оформления товарно-транспортных накладных поставщиками ООО, местонахождение которых не соответствовало месту их государственной регистрации или месту постановки на налоговый учет. Автомобили, указанные в товарно-транспортных накладных, по которым заявитель получал товар, в ГАИ не зарегистрированы. Кроме того, значительное количество товарно-транспортных накладных на отгрузку товара не принадлежали поставщикам.  Многие сопроводительные документы  по результатам экспертизы, проведенной Департаментом государственных знаков, признаны поддельными. 

Поскольку налоговый орган, как субъект доказывания, представил суду доказательства, достоверно подтверждающие неучастие продавцов, поименованных в первичных учетных документах, в отпуске товара, вывод ИМНС Республики Беларусь по Могилевской области о неправомерном уменьшении ООО  в налоговом периоде общей суммы налога на добавленную стоимость за счет налоговых вычетов, произведенных на основании недействительных первичных учетных документов, хозяйственным судом признан обоснованным. 

Хочется обратить внимание субъектов хозяйствования: хотя в обязанность плательщика налога не входит проверка первичных учетных документов на предмет их принадлежности отправителю товара или их нахождение в списке недействительных (аннулированных) бланков первичных учетных документов, но в конечном итоге бремя по уплате НДС будет возложено на получателя товара, вследствие выявления налоговым органом фактов использования недействительных первичных учетных документов. 

Татьяна ГАШПАР, судья хозяйственного суда Могилевской области, член ОО «Белорусский республиканский союз юристов»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter