Уроки на завтра

Президент провел рабочее совещание с Василием Жарко и Игорем Карпенко

Чуть больше двух недель осталось до начала нового учебного года, а 24 августа должен пройти традиционный республиканский педсовет, который планирует посетить Президент. Чтобы услышать мнения самих педагогов по наиболее насущным вопросам системы образования. Они хорошо известны, на них неоднократно акцентировал внимание Александр Лукашенко. Например, учебники, порой для понимания просто неподъемные. Перегруженные учебные программы. Наиболее удобное время начала занятий. Круг проблемных тем широк — показало и рабочее совещание Президента с вице-премьером Василием Жарко и министром образования Игорем Карпенко.

Поручение по обновлению учебных программ и собственно учебников близко к выполнению. Напомним, в этом году, выступая в Парламенте, Александр Лукашенко потребовал сделать это все за лето, справедливо указав на недостатки в подаче и математики, и физики.

— Никакой проблемы в этом не вижу, — уверен и сегодня Президент. — Даже в сроках. Мы ведь не заново их создаем. В основном это нормальные учебные программы и учебники. Но некоторые темы, как обнаружилось не только в гуманитарной сфере, до дури доходят. По каждому учебнику можно создать группу. К этому надо привлечь больше практиков. Но и от академиков отказываться нельзя, потому что они, образно говоря, находятся наверху знаний.

Фото Павла Чуйко.

К 1 сентября будет выпущено около 30 новых учебников, еще 11 появятся до конца года. А до конца 2019–го, заверил Игорь Карпенко, все пособия в школах будут полностью обновлены.

Вообще, Министерство образования на республиканский педсовет намерено вынести новую концепцию — о переходе на всеобщее среднее образование. Пока ориентация идет на базовое, 9–классное, но время диктует свои требования, и сама система фактически к ним готова: образование уровнем выше может давать разветвленная сеть школ, гимназий, лицеев, учреждений профессионально–технического и среднего специального образования.

На рабочей встрече с Президентом прозвучало и другое предложение — обсудить возврат к пятибалльной системе оценки знаний. Нынешняя 10–балльная существует уже более десяти лет и вызывает множество вопросов, констатировал Василий Жарко:

— Иногда бывает и субъективизм в оценке. И у нас нет неудовлетворительной оценки. Потому что один балл — это тоже оценка знаний... А где грань между шестеркой и семеркой, семеркой и восьмеркой?

Вице–премьер считает необходимым вынести эту тему на суд общественности. И прийти к общему знаменателю, чтобы все понимали, каков «вес» каждой оценки. Александр Лукашенко такой подход поддержал: прежде чем принимать какое–либо решение, необходимо все очень хорошо обсудить. Кстати, свою роль градация баллов играет и в вузе, где для перевода на бюджетную форму обучения, кроме участия в общественной жизни и других критериев, нужны оценки как минимум в 7 баллов. Но ведь если брать по прежней системе, они практически равноценны шести — и там, и там выходит четверка...

Фото Владимира Шлапака.

Сама же вступительная кампания фактически вышла на финишную прямую, пройдя открыто и гласно, без конфликтных ситуаций. По словам Василия Жарко, в рабочую группу Госкомиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний поступило около 30 обращений и по каждому даны необходимые разъяснения. Впрочем, итоги вузовского набора важны еще и с точки зрения корректировки правил приема. Пирамида обучения, отметил вице–премьер, у нас немного перевернутая. Судите сами: выпускников вузов в стране вдвое больше, чем тех, кто окончил учреждения среднего специального и профессионально–технического профиля. А надо наоборот: в институт должен идти абитуриент наиболее грамотный. Отсюда такая задумка: постепенно уменьшать количество поступающих в вузы, давая больше мест для поступления в колледжи, техникумы и училища, чтобы потом их выпускники понимали, куда и зачем идут. Более того, по мнению Василия Жарко, имеющегося количества учреждений высшего образования — а это 51 вуз, в том числе 9 частных, — для нашей страны многовато. Не пора ли провести аттестацию и проверить, все ли они соответствуют лицензионным требованиям? Среди других предложений — сократить заочную форму обучения и перевести ее на платную основу.

Да, идей много, и интересных, и громких, но тут важно не наломать дров, помня тот непреложный факт, что сфера образования — одна из самых чувствительных к любым переменам, и, реформируя ее, нельзя отказываться от того лучшего, что было наработано годами и приносило отдачу. Это касается сотен тысяч семей, ведь только в школах 1 сентября за парты сядут около 1 миллиона учеников, в том числе 110 тысяч первоклассников. Как работают школьные базары и ярмарки, как помогают детям–сиротам и из многодетных семей, чтобы все на торжественных линейках выглядели достойно, — эти вопросы тоже на контроле у Президента.

Важно еще, чтобы и зарплата педагогов соответствовала и важности их труда, и высокой перед обществом ответственности. Александр Лукашенко так и поставил задачу: поднять заработки в социальной сфере. К концу года средние зарплаты учителей и врачей — основы общества, по словам Президента, — должны подняться до 800 рублей, а в 2018–м — и того выше. Взвешенные реформы в системе образования этому только поспособствуют.

СПРАВКА «СБ»

В этом году ЦТ проходили 90,1 тысячи человек. 314 стобалльных результатов показали 303 участника. 640 абитуриентов получили «баранку».

КСТАТИ

1 сентября новоселье отпразднуют в двух школах (в Минске и Кричеве) и в шести детских садах.

konon@sb.by

Версия для печати
Галина
Уважаемые министры образования, возьмите учебники из СССР, уберите оттуда все о партии и КПСС. Больше ничего делать не надо. С программами то же самое сделайте. И не валите все на теперешние реалии. Развитие в основном идет в микро- , нанотехнологиях и тп. Это пусть учат после школы. Школа должна учить писАть, читать, считать.  
Сафонов Анатолий
Еще раз повторюсь:
Во-первых, для того, чтобы оценить знания учащихся  по 10-балльной шкале - нужно 10 критериев, а для оценки знаний по  5-балльной шкале - требуется 5 критериев!!! Где быстрее оценит учитель  знания ребенка? А почему нужна "быстрота" - урок не резиновый, 45  минут!!! Поэтому, 10 критериев (если все правильно делать на уроке?!)  являются экзаменом  для ученика, а если еще учесть, что вопросы не  должны повторяться, (для нескольких учеников) то и мастерством учителя.   Поэтому, Василий Жарко прав, 10-балльная система во многом субъективна и  многие отметки выставляются формально и разницы между 6, 7 и 8 нет  почти никакой. Если "правильно" опросить учеников по 10-балльной шкале,  то учителю требуется гораздо больше подготовки к уроку (подготовка  вопросов) и гораздо больше времени  на оценку знаний и, самое обидное)  что при этом объективность отметки за ответ будет спорной. А на уроке  учитель еще должен изложить материал, осмыслить материал и закрепить  его?! Останется ли у него на это время? Тем более, что часы на изучение  программ по многим предметам сокращены почти на треть!!! Если раньше  было 6 уроков математики в неделю, то сейчас 4-5!!! А мы удивляемся еще,  почему у нас проблемы по естественно-математическим дисциплинам и все  "валим" на репетиторов!!! Хорошо, что в 7-м классе 1 час добавили, а что  творится в 8 и 9 классе - жуть!!! Там 4 часа в неделю, где алгебра и  геометрия вместе!!!
Сам по себе, 43
Обидно, что даже в планах учителя остаются самыми нищими. Всей стране обещают до конца года зарплату по 500 долларов, а учителям - по 400.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости