Как меняются школьные программы

Уроки на завтра

У горячо обсуждаемой темы «Как и чему учить в школе?» открывается второе дыхание: ученики постепенно переходят на обновленные программы. Первыми учиться по–новому начали первоклассники и пятиклассники, к ним поэтапно присоединялись остальные, а вот 9–м классам по обновленным программам предстоит учиться, увы, только в следующем году. Именно по среднему школьному возрасту у педагогов и родителей особенно много вопросов, на что обратил недавно особое внимание Президент: «У нас порой уже в восьмом–девятом классе изучают то, что мы раньше изучали в вузе. Неужели так жизнь ускорилась? Неужели всех их математиками готовим?» Цель реформ ясна: учиться ребенку должно быть интересно и учебную нагрузку на него надо оптимально сократить без ущерба для качества знаний. Многое уже воплощено на практике. Но этот процесс еще далеко не закончен. Впереди у Минобразования большой фронт работ. Что уже сделано и что еще предстоит — рассказала директор Национального института образования Валентина Гинчук.

Валентина Гинчук.
ФОТО СЕРГЕЯ ЛОЗЮКА.
— Перераспределен учебный материал между классами, нет его дублирования по разным предметам. Некоторые вопросы вообще исключены из программ, что позволило уменьшить объем теории: сокращен перечень обязательных для усвоения понятий, а ряд вопросов учащиеся теперь должны усвоить на практическом уровне, то есть научиться решать учебные задачи (при этом запоминать теорию, определения понятий не требуется). В обновленных учебных программах указаны вопросы или темы, которые изучаются на уровне ознакомления и формирования представлений, и они не будут включены в проверочные и контрольные работы. При этом четко определено, что должен знать и уметь ученик после изучения конкретной темы: это исключает возможность произвольно трактовать учебную программу, а значит, и завышать требования к знаниям и умениям.

Одним из поводов для нареканий со стороны педагогов были недостаточные межпредметные связи, когда, допустим, ученикам не хватало математических знаний, чтобы решить задачку по физике. Работа над ошибками сделана. К примеру, тема «Колебательные движения» из 9–го класса перенесена в 11–й. Ведь для ее изучения требуется знание тригонометрических функций, которые осваивают на математике девятиклассники. Или при изучении теплорегуляции организма на биологии тот же девятиклассник сможет использовать знания о теплопроводности и испарении, усвоенные на уроках физики годом ранее.

ФОТО АЛЕКСЕЯ СТОЛЯРОВА.

Как изменилась программа по предметам?

Физика

Изучать физику теперь начинают не с 6–го класса, а с 7–го. В итоге произошло немало серьезных изменений и в содержании. Из 7–го класса в 9–й перекочевали простые механизмы, закон Архимеда, условия плавания тел, а также ряд лабораторных работ вроде «Изучение наклонной плоскости и ее КПД». Причем физики в расписании девятиклассника станет больше: 3 часа в неделю вместо двух.

Математика

Главная особенность новых учебных программ — практико–ориентированные задачи. Причем нередко понадобятся знания сразу по нескольким предметам, как это часто бывает в повседневной жизни. Плюс появился учебный материал, отмеченный звездочкой, — для особенно увлеченных. Некоторые темы переместили на класс выше, как, скажем, из 6–го класса в 7–й изучение свойств степени или из 8–го класса в 9–й — элементов тригонометрии. В Национальном институте образования обращают внимание: благодаря переносу темы «Линейная зависимость» из 6–го класса в 7–й ребята теперь системно изучают линейные уравнения, функции и неравенства.

Литература

Учить наизусть придется меньше, а часть произведений по рекомендации педагогов из обязательных перешла в список для дополнительного чтения. В 5–м классе уже не будут читать главы из «Детства Никиты» Толстого, а в 6–м — «Налима» Чехова. Сложные для восприятия произведения русской литературы перенесены в старшие классы: «А зори здесь тихие...» Васильева, а также «Обиду» и «Срезал» Шукшина теперь будут проходить не в 8–м, а в 9–м классе, «Мертвые души» Гоголя — не в 9–м, а в 10–м классе. По белорусской литературе в 9–м классе сократили некоторые обзорные темы и исключили отдельные вопросы теории литературы (понятия о литературном процессе, художественных направлениях и течениях и т.д.).

Химия

По предложению учителей такую трудную тему, как органические соединения, теперь изучают в 10–м классе вместо 9–го. Также некоторые темы из 7–го класса передвинуты в 8–й, например, «Основные классы неорганических соединений».

История

Теперь выпускник базовой школы будет иметь полное представление об историческом процессе с древнейших времен до современности (раньше за это время изучали историю лишь до 1918 года). Стало заметно меньше и понятий, которые придется заучивать, скажем, по всемирной истории в 7–м классе — 19 вместо 64.

Биология

В 6–м классе больше не будут изучать химический состав и получение энергии из пищи, а часть учебного материала в 9–м классе изучат на уровне формирования представлений. Так что в контрольных и проверочных работах не будет вопросов о химическом составе клетки, а также о строении и функциях сенсорных систем вкуса, обоняния, равновесия, осязания. Кроме того, количество понятий, обязательных для усвоения, в программе для 9–го класса сократилось примерно на 20%.

Что нового в учебниках?

Только за 2015 — 2018 годы издано 144 новых учебных пособия. Их разрабатывали на конкурсной основе, где среди победителей каждый четвертый — учитель–практик. Валентина Гинчук подчеркивает, что основная часть учебного материала и все сложные элементы должны быть усвоены на уроке, а домашние задания — для закрепления учебного материала: «Учитель–профессионал понимает, что сегодня важно научить ребенка учиться, новые учебные программы и учебники позволяют решать эту задачу».

БЫЛО. Нарекания на большие объемы сплошного текста, изложенного наукообразным, сложным языком, много терминов и определений.

СТАЛО. Текст сократился. Много таблиц, графиков, схем, иллюстраций. Это позволяет научить школьников работать с разными источниками информации. Среди требований к авторам: употреблять меньше абстрактных существительных, не злоупотреблять придаточными предложениями, причастными и деепричастными оборотами, а также учитывать реальные познавательные возможности детей конкретного класса. В учебники включены образцы рассуждений, примеры решения задач. А изюминкой пособий стали новые технологии: в учебниках по физике с помощью смартфона можно «оживить» лабораторные опыты, по географии — увидеть ролик о движении литосферных плит, по искусству — стать участником виртуальной экскурсии по Версалю, по биологии — увидеть 3D–модели рыб, млекопитающих.

БЫЛО. Жалобы на оторванные от жизни задания.

СТАЛО. В учебники включены практико–ориентированные задания, связанные с повседневной жизнью вроде ремонта дома, приготовления еды или покупок в магазине. Одно из требований — наличие материалов с белорусским контекстом. В итоге появились задачи и упражнения, содержащие информацию о культурных и природных достопримечательностях страны, достижениях белорусских ученых, спортсменов, белорусских товарах, а в учебниках по истории Беларуси указаны экскурсионные объекты, которые интересно посетить для расширения представлений об изучаемом периоде. Еще в новых учебниках есть рубрики и задания, которые ориентируют учеников на самостоятельную поисково–исследовательскую, проектную деятельность, на поиск информации в разных источниках. Но это только по желанию ученика. Дополнительные справочно–информационные материалы, интерактивные задания, тесты и упражнения, скрытые за QR–кодами, тоже необязательны для усвоения, поэтому нельзя их рассматривать как усложнение содержания образования.

КСТАТИ

Минобразования утвердило образовательные стандарты общего среднего образования. Этот документ, опубликованный на Национальном правовом интернет–портале, зафиксировал изменения, которые произошли в школе за последние 10 лет. На 121 странице подробно изложены требования к организации учебного процесса на всех ступенях среднего образования, его содержанию (включая факультативы), обязательной и максимальной учебным нагрузкам по каждому классу. И если, скажем, обязательная недельная нагрузка для 1–го класса установлена на уровне 18 учебных часов (максимально допустимая — 22), то для 9–го класса — 32 (33), а в старших классах — 33 (34). Образовательные стандарты также четко определяют цели учебно–воспитательного процесса на каждой ступени. И речь здесь не только о знаниях и умениях. Задача современной школы — вырастить настоящего гражданина, патриота своей страны, уважающего ее культуру, традиции и историю. Подробности читайте в ближайших номерах «СБ».

pasiyak@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter