Педагог из Речицы Наталья Ушкина: сначала — для людей, а потом — для себя

Уроки музыки — урок жизни

Баянист в третьем поколении Наталья Ушкина всегда знала, что хочет и может работать с детьми. И оказалась права: в числе ее учеников — два стипендиата специального фонда ­Президента Беларуси по поддержке талантливой молодежи. Со своими подопечными Наталья Александровна не только осваивает науку мехов и клавиш, но и учит приносить пользу своей стране, любить и беречь родное.

Музыкант по твердому решению

Наталья Ушкина родом из поющей деревни Озерщины Речицкого района — песенные традиции здесь передаются из поколения в поколение, а местный хор дважды представлял Беларусь на ВДНХ. Дед и папа Натальи были гармонистами, но в музыкальную школу девочку не пускали — думали, не будет успевать с учебой. В шестом классе она взбунтовалась, пошла и записалась сама, поставив семью перед фактом.

Наталья Ушкина успела поработать с детьми в городе и на селе, в летних лагерях и в профессиональном лицее. А сегодня она учитель по классу баяна в Речицкой детской музыкальной школе искусств.

Наблюдаем, как Наталья Александровна разучивает новое произведение с 10‑летним Артемом Устиновым. На секунду отвлекается и нахваливает ученика:

— Артем не по возрасту очень ответственный и трудолюбивый. Талантливый мальчик! С большим будущим. Тем более что его очень поддерживают родители, это имеет огромное значение.

Одна из учениц Натальи Ушкиной — Яна Болинова — уже дважды стала стипендиаткой президентского фонда. Другая юная баянистка, Доминика Куцепалова, получила премию Гомельского облисполкома для поддержки талантливой творческой молодежи.

Зарядка для нейронов

Уже после окончания занятий Наталья Александровна делится своей жизненной философией:
— С детьми работать сложно, но очень интересно. Они классные — умные и талантливые. Но чаще всего неусидчивые из‑за обилия гаджетов. Самая большая беда — они не умеют анализировать. Попросите современного школьника сделать сравнительный анализ, не важно чего — многие не сумеют выбрать главное, структурировать, лишь пересказывают содержание. А если человек не анализирует, не рассуждает, его очень легко столкнуть с правильного пути.
Ежедневная тренировка для мозга — вот непременное условие развития любого ребенка, считает педагог. Будь то решение математической задачи, написание сочинений или музыка.


— Ведь благодаря музыке, — объясняет Ушкина, — у ребенка развивается огромное количество новых нейронных связей. Исполнитель смотрит в ноты, читает ноту для левой руки, для правой, думает, где это все находится на клавиатуре, решает, каким штрихом он должен сыграть — коротко или связно, как мех повести — рывком или плавно. Вы представляете, сколько работы у него происходит в мозгу?

Из всех музыкальных искусств Наталья Александровна, конечно же, лучшим считает баянное мастерство. Говорит, баян — это универсальный инструмент. На нем сыграешь все: от частушек и эстрады до классических произведений. И Бах может зазвучать на баяне лучше, чем на фортепиано.

Быть полезным и благодарным

Общение учителя и учеников не ограничивается только музыкой. Наталья Александровна признается:

— Мне иногда кажется, что я работаю психотерапевтом. Да и не должен педагог только своим предметом жить. Он авторитет, пример для ребят, советчик.

Вот и Наталья Александровна выслушает и всегда поможет, заставит задуматься:

— Как‑то я спросила у одного мальчика, кем он хочет стать. Он ответил: геймером. Я уточнила: «А какую пользу ты будешь приносить обществу?» — «Какое общество, если я буду жить один? Никому я ничего не должен». То есть кто‑то должен накормить и подоить корову, подготовить молоко, привезти его в магазин. Кто‑то должен посеять рожь, вырастить и перемолоть зерно, испечь хлеб. И все это, чтобы тебе не быть голодным. А ты, значит, ничего не должен?..


Делай не только то, что доставит тебе удовольствие, но и что принесет пользу всем — так воспитывали саму Наталью. И своих учеников она призывает никогда не забывать о трудолюбии и сначала решить, что сделаешь для страны, а потом уже интересоваться, чем она поддержит тебя. Ушкина всегда вспоминает своего деда‑партизана. После войны он был председателем колхоза, а на пенсии ездил на телеге и молоко собирал по деревне, потому что работать — не стыдно, рассказывает Наталья Александровна:
— Я выросла патриоткой и благодарна своей стране за все, что у меня есть. Мама одной из моих учениц работает в Германии и не устает радоваться, когда дочери предлагают дополнительные занятия: в Германии дети так не могут заниматься музыкой, это безумно дорого. Один товарищ сказал мне как‑то: «А что для меня ­Лукашенко сделал?» Стойте, а что должен был? Во дворе у товарища стоят две машины, он сыто живет под мирным небом, квартиры есть, двое деток бесплатно учились. Что еще надо, чтобы сказать спасибо своему государству?
valchenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter