Мудрец Хилел II в IV веке нашей эры, используя опыт предыдущих поколений раввинов и мудрецов, как и расчетов греческого астронома Метона, устанавливает правила еврейского календаря. Система еврейского календаря интересовала раввинов и ученых и после эпохи Талмуда (V—VI вв. нашей эры). Среди множества имен можно выделить лейб-медика византийского наместника в Калабрии, еврейского ученого Донноло Шабтая, жившего в Х веке. Он обращает внимание, что полученные знания в астрологии и астрономии совпадают с талмудическими. Именно в Х веке трудами еврейских ученых от астронома Хасана в Кордове и до мудреца и философа Садии Гаона в Багдаде еврейский календарь сформировался так, что уже до наших дней не было внесено значительных изменений. И все же согласно Книге памяти Саадии Гаона в 922 году евреи в Иерусалиме и Багдаде начали новый еврейский год с разницей в два дня. Немудрено, что и в последующие десять веков находились вопросы по календарю, на которые требовались комментарии.
Свою лепту вносили различные ученые XIII—XVI веков, в том числе Авраам Закуто, написавший астрономический трактат “Великая связь”, где говорилось, помимо прочего, и о вычислениях лунных и солнечных затмений. Кстати, именно он изобрел первую металлическую астролябию, а его таблицами пользовался сам Христофор Колумб. Любопытно, что раздел, посвященный астрономии и ее метафизической основе Леви бен Гершома, не только еврейского астронома, но математика и комментатора Торы, был переведен на латинский язык по приказанию папы Климента VI в 1342 году.
В 1904 году в Иерусалиме начинают издавать ежегодный еврейский календарь “Луах” под руководством 32-летнего раввина Иехиеля Михла. И если может смутить кого-то молодой возраст раввина, то начал он преподавать в религиозной академии, иешиве, еще раньше — в 28 лет. Частично его знания и еврейского закона, и основ астрономии были им приобретены еще в Ляховичах (на тот момент Минская губерния), где он родился в 1872 году.
Когда мы открываем календарь, мы не только планируем и проверяем, мы размышляем и ожидаем. Система календаря — это и путь от прошлого к нам, и от нас к будущему. Порой дополнительный день в году, или в случае еврейского календаря дополнительный месяц, — это не просто математический или астрономический расчет. Важно увидеть в этом и намеки на то, что время не столь неумолимо и статично, многое в наших руках, и наша вера и стремление так же важны, как и точность времени и дат.
Раввин Григорий Абрамович