Готовя свое занятие, я задумался о том, какие мы разные, даже если верим и соблюдаем одно и то же. И порой на каждый аргумент есть иной аргумент. Мы читаем в Притчах Соломона (Мишлей 22:15): “Глупость привязана к сердцу отрока, но нравоучительная розга отдалит ее”. Увы, эта фраза стала основой для телесных наказаний, включая и учебные заведения. Но тот же Царь Соломон в другой книге Экклезиаст (Когелет 7:9) предостерегает от необоснованных наказаний со стороны родителя или учителя: “Гнев — свойство глупцов”.
В IX—X веках в Вавилонии рав Натронай Гаон (в книге респонсов, стр. 256) возвращается к этой фразе и пишет: “Без порки детей не научить”. Однако мы читаем в комментариях на Талмуд (Баба Батра 21а) раввина Раши из Франции (XI век) другое наставление: “Когда бьешь ребенка, бей его только ремнем от сандалии, мягко, чтоб не причинить ему вреда”. А к XIV веку раввин Иегуда бен Ашер, работающий в Германии и Испании, уже пишет в своей работе “Зихрон Иегуда” революционное для того времени высказывание: “Если отец поступает несправедливо, суду надлежит позаботиться об интересах детей”.
Однако польский раввин XVI века Моше Исерлеса в труде “Мапа” (комментарий к Хошен Мишпат 421:13) написал противоположное: “Любого, кто в твоей власти, ты можешь бить, чтобы уберечь его от нарушения закона, и не нужно вести его в суд”. Розги для того времени были нормой, а сам Моше воспитал сына, который продолжил путь отца, и двух дочерей.
И все же это утверждение звучит крайне жестоко для нашего времени. Но есть и другое мнение.
Раввин Шмуэль Элиэзер Эйдельс (Маарша), родившийся в Кракове и живший в XVI—XVII веках в Польше и Украине, является безусловным авторитетом в комментариях на различные еврейские книги. В своем труде “Ям шел Шломо” (на трактат Бава Кама 3) в отношении порки он писал: “Это право дается только человеку, известному своей праведностью, который делает это во имя Небес, а иначе всякий бездельник будет бить людей, ведь нет человека, который не грешил бы и не заслуживал порицания”.
Один из основателей Петербургского еврейского университета Арье Ольман уже в наше время, когда “родитель или учитель даже и помыслить не смеет о том, чтобы взять в руки розгу”, приводит мнение раввина Йехиэля-Яакова Вайнберга, одного из лидеров европейского еврейства ХХ века, учившегося также и в иешиве нашего местечка Мир. Раввин, одинаково почитаемый и ортодоксальными, и реформистскими авторитетами, пишет в своем труде (Сридей Эш 3:95): “И не только побои, но и любое другое принуждение может привести к обратным результатам, как доказала современная педагогика”.
Ошибочно полагать, что раньше никто не задумывался о вредных последствиях телесных наказаний. Да, есть много свидетельств телесных наказаний. Да, в истории много насилия. Но, когда мы черпаем вдохновение и укрепляем традиционные ценности, глядя в историю, нужно быть внимательными и мудрыми.
И пусть Всевышний дарует нам знание, понимание, мудрость и милосердие в преподавании и воспитании будущего поколения.
Раввин Григорий Абрамович