Уроки финансового кризиса

Взгляд на сентябрь экономиста Михаила Ковалева, доктора экономических наук, декана экономического факультета БГУ

В сентябре вслед за ипотечными банками рухнул один из главных инвестиционных банков США «Леман Бразэрс». Финансовый кризис перекинулся на Европу. Страны Бенилюкса создали фонд для спасения собственных ипотечных и инвестиционных организаций. Банк России на поддержку своей банковской системы «снимает» из золотовалютных резервов 50 миллиардов долларов. Складывается ощущение, что вот–вот начнется мировая финансовая паника...


Известно, что кризис спровоцировал обвал цен на жилье в США. Но в чем конкретно заключается проблема?


Если опустить детали, все достаточно просто. Скажем, Смит купил квартиру в кредит за 100 тысяч долларов, а сегодня аналогичная стоит 50 тысяч. Снизились и цены аренды жилья. Ясно, что в подобной ситуации Смит заявляет: «Я не могу оплачивать кредит — забирайте мою квартиру, я буду жить в арендованной». Банк продает его и тысячи других квартир заемщиков и теряет миллионы долларов. Но в итоге банкротится не только сам ипотечный банк. Дело в том, что банкиры–инноваторы, назовем их так, за последнее время выпустили множество всевозможных облигаций, опционов, фьючерсов и т.п. Хорошо, если все эти бумаги обеспечены деньгами хотя бы на десять процентов. Что это значит? Все, кто купил указанные бумаги (инвестиционные банки, эмиссионные фонды), как оказалось, купили виртуальные деньги.


Если традиционные банки, к которым относятся и все белорусские учреждения, зарабатывали на операциях с реальным сектором и населением, то «новаторы» работают друг с другом с помощью десятка изобретенных финансовых инструментов, обеспечением которых служит только то, что заработано на границе реального и банковского сектора. Но эти, безусловно, увлекательные операции — не что иное, как игры с нулевой суммой: что один выиграл — другой проиграл. И вот сегодня мы видим, как этот виртуальный финансовый пузырь начинает лопаться.


Спасать его приходится правительствам, за деньги налогоплательщиков или за счет мировой инфляции национализируя рухнувшие банки. Но такое спасение дает только временную передышку — глубинные причины дисбалансов не устранены. Если правительство США накопило долг в 14 триллионов долларов, а это годовой ВВП США, то откуда взять еще 700 миллиардов, запрашиваемые у конгресса?..


Беларуси опасаться разразившегося кризиса пока нечего. Отсутствие полноценного фондового рынка в новых условиях оказалось благом. Кроме того, стало ясно, что строить работу этого сектора экономики нам надо по новой модели ХХI века, а не по спекулятивно–виртуальным моделям конца ХХ века.


Не грозит обвалом и наш рынок жилья. Хотя 5 триллионов кредитов, выданных на строительство квартир, — это не так уж мало и банкирам, пожалуй, следовало бы быть осторожнее в этой деликатной сфере. Кроме того, полезно урегулировать доступ иностранцев к покупке жилья в Беларуси. У нас пока весьма либеральные порядки на этот счет. А ведь мировой опыт показывает, что неограниченный доступ в этот сегмент чреват двумя неприятными последствиями. Приход на рынок недвижимости иностранного капитала, как правило, взвинчивает цены. Дело в том, что иностранные покупатели часто богаче местных. С другой стороны, массовый отток иностранцев может спровоцировать обвал жилищного рынка. Именно поэтому большинство западных стран очень внимательно относится к операциям, в которых участвуют покупатели из–за рубежа...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter