Уроки доброты

«Спасибо за проект!» — говорили «Народной газете» в Чашникском, Сенненском, Докшицком, Ушачском, Лепельском да и других районах. И обязательно просили рассказать о семьях, где воспитываются чужие-родные дети. 17 приемных семей на Ушаччине стали родными для 34 ребятишек. Около 50 приемных семей на Лепельщине, немало и в других районах.

Вот удивительно: абсолютное большинство «своих» ребят, то есть из социальных приютов, созданных в райцентрах, устраивают у себя на родине! Огромный опыт, просто бьющие через край родники доброты, уроки высокой нравственности и «народной педагогики» накоплены в сельской глубинке. Они могут пригодиться для каждой мамы, говорили мне, для каждой семьи:  и тех, кто уже взял на себя высокую ответственность за чужую судьбу, и тех, кто  еще колеблется, еще не рискует стать родным для детей, у которых в «родителях» числится пока государство. Сотни детей еще воспитываются в приютах, интернатах, домах ребенка на Витебщине. Всем им нужна забота, внимание, доброта — семья!
Не оскудела земля наша добрыми людьми...
Это мнение социального педагога Людмилы Евдокименко. А Людмила Николаевна знает, о чем говорит. В небольшом поселке Заслоново уже 11 семей, в которых воспитываются 13 приемных детей.
— Каюсь: изначально у меня были сомнения. Как это — стать мамой по контракту? Ведь это ребенок, его любить надо! А сегодня я просто удивляюсь и восхищаюсь всеми этими женщинами!  Детям хорошо в семьях, они получают любовь, ласку, заботу — все, чего были лишены в своей биологической семье. Нелегко мамам. Особенно психологически. Городок небольшой, приходится постоянно находиться в зоне повышенного общественного внимания. Так сказать,  под надзором, под жестким контролем: не вывела ребенка на прогулку, включила громкую музыку — тут же «общественность» сигнализирует  «куда следует»... У некоторых просто неверное представление: мол, дома сидят, деньги получают... А ведь это нелегкий круглосуточный труд!
А знаете, как реагируют на такое повышенное внимание приемные мамы? Они благодарны: мол, положение обязывает всегда быть красивой, веселой, ухоженной, везде успевать, чтобы и дети гордились своими мамами, и чтобы  попросту заткнуть рот некоторым представителям так называемой «общественности».
— Год назад мы решили создать свой клуб: за посиделками можно поделиться многими проблемами, иногда просто выплеснуть обиды. Соседям и друзьям не всегда расскажешь, не все понимают, а здесь приемные мамы на равных. В клубе можно получить реальную помощь — у нас в школе очень неплохой молодой специалист  психолог Ольга Владимировна Мацкевич...  За все эти годы было только пару случаев возврата детей, да и то они ушли не в приют, а в другие семьи. Это когда приемная мама тяжело заболела, а второй пришлось уезжать в другую страну. Для этих женщин не заработки главное, а чтобы детям было хорошо. Мы как-то обсуждали вопрос о том, что, как бы ни любил ребенка, в его подсознании остается чувство, что он все-таки не родной. Так Наталья Валентиновна, приемная мама Анечки, просто возмутилась. Да как это? Она же моя дочка! К бабушке пойдет в гости, полчаса выдержит и опять бежит — к маме!
Одна из первых, кто взял в Заслонове ребятишек из приюта, была Валентина Николаевна Петелюк. Свои дети у нее взрослые, и даже двое внуков растут, а столько нерастраченной материнской доброты! Сначала в семье появился Женечка, потом Диана, а весной и  Ванечка...
Анечка
У Натальи Валентиновны Емельяновой свой сын — Ромке уже 16 лет. Два года назад Анечку он принял сразу: «Сестренка!».
— Но до этого мы с ним целый год думали. Я поехала в приют: говорю, вы близко мне ребенка не показывайте, я издали погляжу. А она подошла, самая маленькая, подняла косые глазенки, я заплакала и выбежала. Потом привезла ее на «смотрины» — Роме, бабушке, соседям, подругам показать. Не поверите — все они в один голос заявили: «Наша!»
Сегодня Анечка всегда общительна, весела, нарядно одета. В детском саду на похвалы и восхищения неизменно отвечает, что похожа на маму, поэтому и красивая. Два раза в год они с мамой лежат в Витебске в больнице, косоглазие девочки уже не так заметно. Попутно врачи обнаружили и другие дефекты зрения, и мама не жалеет ни сил, ни средств, чтобы помочь малышке. Анечка исключительная чистюля — вся в маму: она обожает мыть посуду и стирать. Ромка даже  доверяет ей пылесос.
У Анечки есть братик и сестра. Леша сейчас в приемной семье в Лепеле, а Даша — в этом же поселке Заслоново. Приемные мамы стараются, чтобы сестренки почаще виделись.
Наташа
У Наташи просто шикарные светлые волосы и — не поверите! — точно такие у мамы Ларисы Владимировны. Ее история появления в этой семье  граничит с мистикой: мама приехала в интернат в Витебск за девочкой, которую ни разу не видела.
— Мы встретились чудом. Я позвонила в приют в Докшицы. А директор говорит: готовим девочку в интернат — душа болит, она такая домашняя! Сердце мое, говорит, плачет, что эту девочку я отдаю... Пожалуйста, заберите ее! Но приехала я в Докшицы, а Наташу уже увезли. Узнала, куда. Никогда ее не видела, но уже не было сомнений, что именно ее заберу. Сначала она приехала ко мне на каникулы, на десять дней. Чтобы и она пригляделась, подумала: уже большая, может принимать решение. И вот уже третий год мы вместе. За это время у нас Данька, внук родился, гостит у нас часто, Наташа нянчится с ним и любит как родного. Она замечательная помощница, очень отзывчивая... Хотя были и есть свои проблемы. Конечно, всем хочется сразу мамой стать, но я понимаю, что девочка свою маму помнит. Стараемся вместе с Людмилой Николаевной объяснить, что просто у нее две мамы. У нас таких 13 ребятишек, у которых по две мамы...
Между прочим, именно второй маме  пришлось учить Наташу всему: в своем подростковом возрасте она не умела делать самых элементарных вещей. К примеру, пользоваться газовой плитой... 
— Мы уже научились понимать друг друга, и все вопросы решаем вместе. Бывает, и поскандалим, но быстро помиримся, — смеется Лариса Владимировна. И уже серьезно продолжает: — Одна проблема особенно тревожит: в последнее время начала названивать Наташина мама. Угрожает, ругается... А девочка сильно переживает, душа ее надрывается... И еще один вопрос: когда Наташа станет взрослой, ей, конечно, по закону предоставят квартиру. Но по месту рождения. А почему не там, где живет приемная семья, для которой ребенок стал своим?  Я понимаю: возможно, ей захочется общаться с родными — это ее право. Но очень не хотелось бы, чтобы ребенок, даже став взрослым, оказался одиноким. Наташа вырастет, выйдет замуж, но ведь все равно будет нуждаться в помощи, защите, доброте и ласке. Как нуждается моя дочь и вообще наши взрослые дети. В любом случае я ей всегда говорю: помни, что у тебя теперь есть настоящий дом, есть место, где тебя всегда примут и обогреют.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter