Патентный поверенный — профессия в нашей стране пока редкая, но очень перспективная

Уроки для посвященных

Мы едва начинаем привыкать к товарным знакам, торговым маркам, патентам на полезные модели и изобретения. Между тем незнание законодательства об охране интеллектуальной собственности чревато серьезными последствиями. К примеру, если товарный знак предприятия не зарегистрирован в стране, куда направляется партия его товара, груз не пропускают на границе, конфискуют. Отправитель несет огромные потери. Избежать подобных неприятностей помогают патентные поверенные

К примеру, на всю Могилевщину есть только один ее представитель — Валентин Иосифович Кроловецкий. И хотя он давно уже на пенсии, его услуги очень востребованы. К нему постоянно обращаются не только представители крупных и мелких предприятий региона, но и специалисты из Гомельской, Брестской, Витебской областей. Беспокоят и частные лица. Ведь если человек что-то изобрел не по заданию руководства фирмы, в которой работает, а по собственной инициативе, значит, и патент выдадут на его имя — автор и патентообладатель будут в этом случае в одном лице.

Фото: Татьяны Кроловецкой

Чем же занимаются представители уникальной профессии? Патентные поверенные оказывают услуги в сфере интеллектуальной собственности: консультируют и помогают вести дела по заявкам на регистрацию товарных знаков, на патентование изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Также они могут представлять интересы сторон в судебных спорах. Конечно, можно попробовать самостоятельно оформить заявочные материалы в патентное ведомство, включая формулу изобретения, но человеку, не имеющему специальных знаний, будет крайне непросто это сделать. Уж очень специфическая профессия — патентный поверенный.

Валентин Кроловецкий шел к ней достаточно долго. В молодости окончил “машинку” — Могилевский машиностроительный институт, получил профессию инженера по сварочному производству. Распределили его в строительный трест № 17, затем перевели в дирекцию открывшегося комбината “Химволокно”. Начинал там помощником начальника производства, но вскоре на предприятии cлучилась какая-то неприятная история, касающаяся вопросов интеллектуальной собственности. Руководство комбината, чтобы не попадать больше в досадные ситуации, решило создать отдел патентоведения, рационализаторства и изобретательства. Кроловецкого пригласили заместителем начальника нового отдела. Сегодня он вспоминает:

— Конечно, согласился, было интересно. Но стал вникать и понял, что все не так просто, поступил в Белорусский патентный институт, которого сегодня, к сожалению, уже нет. Окончил вуз с отличием, вскоре стал начальником отдела, в этой должности потом работал до пенсии. Еще через некоторое время в стране всерьез занялись вопросами интеллектуальной собственности. Во всем мире ее защитой всегда занимались патентные поверенные, частные лица, и только у нас на то время — Торгово-промышленная палата. Решили идти по пути капиталистов, создали собственное патентное ведомство “Белгоспатент”, предшественник нынешнего Национального центра интеллектуальной собственности. Для работы в новом качестве аттестовали нескольких самых опытных патентоведов с предприятий промышленности и из научно-исследовательских институтов разных регионов страны.

Валентин Кроловецкий глубоко убежден, что каждый технически одаренный человек, тем более с высшим техническим образованием хотя бы раз в жизни создавал то, что является изобретением. Однако из-за незнания своих прав большинство этих людей не пользуются возможностью патентовать свои новшества и получать авторское вознаграждение за их внедрение

Однако, прежде чем их допустили к аттестации, будущие патентные поверенные прошли специальное обучение — стажировались у светил в этом деле из Голландии, Великобритании, России.

Кстати, пройдя аттестацию, Кроловецкий мог сразу заняться частной практикой, но как человек старой закалки поставил условие: до пенсии буду работать на своем предприятии и параллельно при необходимости оказывать услуги патентного поверенного. С ним согласились. Только после достижения пенсионного возраста он зарегистрировался индивидуальным предпринимателем и уже несколько лет работает самостоятельно.

И все же насколько необходима его редчайшая профессия, да и сама защита интеллектуальной собственности?

На Могилевщине был случай. Молодой могилевчанин стал автором интересного ноу-хау, но вместо того чтобы подать заявку на патент и только потом обнародовать свое новшество в средствах массовой информации, сразу дал интервью корреспонденту с подробным описанием своего изобретения, выступил на паре-тройке научных конференций. Ничего удивительного, что информацией, появившейся в свободном доступе, воспользовался другой молодой человек — предприниматель. Он внедрил ноу-хау в свое производство. Ситуация конфликтная. Но в данном случае бизнесмен не нарушал закона — патента-то нет, а следовательно, можно не считаться с изобретателем и даже утверждать, что производственник придумал то же самое новшество первым. Так некоторые ушлые люди и делают: где-то что-то подсмотрев или услышав, первыми обращаются за патентами, присваивая чужую интеллектуальную собственность. Поэтому Валентин Кроловецкий предупреждает:

— Золотое правило: прежде чем обнародовать свое новшество, надо его защитить, подав заявку на получение патента. Тогда любой, кто пожелает им воспользоваться, обязан связаться с автором и оговорить взаимовыгодные условия.

К сожалению, своих прав не знают даже многие молодые ученые, занятые научными разработками! А ведь есть специальное положение, в котором четко разъясняется, какое вознаграждение полагается в каждом случае не только самому изобретателю, но даже любому лицу, способствовавшему созданию интеллектуальной собственности.

Валентин Кроловецкий рекомендует каждому предприятию иметь собственное патентное бюро или в крайнем случае патентоведа в своем штате. А молодым людям и девушкам, многие из которых наверняка считают эту профессию излишне сложной и скучной, внимательнее к ней присмотреться. Она невероятно перспективна. Потребность в людях, разбирающихся в законодательстве об охране интеллектуальной собственности, будет расти из года в год.

Да, ближайший от нас институт патентоведения сейчас находится в Москве, но вовсе не обязательно туда ехать. Можно обучиться и в Беларуси — сначала окончить технический вуз, а затем получить профессию юриста. Можно даже обучиться сразу на юриста. Вроде бы в нашей стране и переизбыток представителей этой профессии, но смотря как своим дипломом воспользоваться.

Патентный поверенный привел пример. На одном из бобруйских предприятий, товары которого идут на экспорт, работала девушка, заочно обучавшаяся на юридическом факультете. Ей предложили заняться патентоведением, изучить очень специфические законы. Она не возражала. Сначала молодого специалиста во многом консультировал сам Валентин Кроловецкий, но вот уже лет семь она прекрасно справляется со своими обязанностями самостоятельно.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter