Уроки бережливости

Уже несколько лет в Беларуси реализуется Международный школьный проект по использованию ресурсов и энергии (SPARE) — сеть практического образования в области климата и устойчивого энергопотребления.

Уже несколько лет в Беларуси реализуется Международный школьный проект по использованию ресурсов и энергии (SPARE) — сеть практического образования в области климата и устойчивого энергопотребления. Сегодня в нем принимают участие уже более трехсот школ, в которых проводятся занятия и различные мероприятия по энергосбережению. И если изначально ребят нужно подталкивать к  изучению способов экономии ресурсов и применения знаний на практике, то спустя всего несколько занятий они настолько втягиваются в процесс, что сами разрабатывают различные экологические проекты и даже конструируют приборы для энергосбережения.

От теории к практике

Пинская средняя школа № 3 присоединилась к проекту SPARE в 2012 году и получила одноименный сертификат. Здесь создаются все условия, чтобы наглядно продемонстрировать ученикам способы энергосбережения. На стенах школьного коридора — информация по экономии ресурсов и экологическому воспитанию, в классах на обогревающих батареях стоят защитные теплоотражающие экраны, благодаря которым повышается теплоотдача, а на пришкольной территории установлены баки для раздельного сбора отходов.

Администрация школы регулярно проводит сбор макулатуры, металлолома и даже отработанных батареек, которые потом сдают в местный магазин “Пятый элемент” для их дальнейшей утилизации. В акциях по энергосбережению участвуют не только ученики, но и их родители. Например, в январе ребята приносили из дома металлические баночки из-под различных консервов, которых после новогодних праздников было довольно много. В итоге от каждой семьи было получено около килограмма сырья.

Сбор вторсырья приносит и небольшой доход — 70—200 тысяч рублей в месяц. Деньги небольшие, зато ребята видят результат своего труда.

— У нас в школе, кроме прочих, реализуется инновационный проект по финансовой грамотности, в котором рассматриваются вопросы по формированию личного бюджета. Причем в это понятие входит не только рациональная трата денег, но и их сбережение, — говорит директор школы Елена Лобачевская. — Один из способов экономии денежных средств — энергосбережение. Мы должны научить детей, как грамотно использовать природные ресурсы.

Юные Кулибины

Когда Андрей Куксачев был еще учащимся девятого класса гимназии № 1 имени Ф. Скорины города Минска, он под руководством своего учителя физики Сергея Туманова создал регулятор сетевого напряжения для экономии электроэнергии. Устройство содержит элемент, который позволяет изменять напряжение в пределах от 3 до 220 вольт. Мощность подключаемых к нему электроприборов может достигать 360 ватт. Юный изобретатель даже смог подсчитать экономическую выгоду своего устройства: при использовании ламп около пяти часов в сутки ежемесячная экономия составит 12,8 кВт, соответственно за год — 153,6 кВт.

В этом году повзрослевший Андрей продолжил работу в том же направлении и создал специальный “датчик-эконом”, цель которого — помочь экономить воду в быту посредством контроля за ее использованием. При намокании прибора происходит замыкание, и он начинает пищать. К примеру, после тяжелого трудового дня вы решили принять ванну. Включили кран, прикрепили прибор на необходимую высоту от края емкости и вышли поговорить по телефону. Когда вода достигнет уровня прибора, он запищит, сигнализируя о том, что необходимое количество воды уже набралось. Подобный метод поможет избежать не только перерасхода воды, но и печальных случаев затопления соседей из-за забывчивости. Устройство можно прикреплять и на окна во время проветривания, чтобы в случае если начнется дождь, не забыть их закрыть. Еще один вариант — применение его в качестве извещателя о протечках сантехнического оборудования.

А семиклассник средней школы № 35 города Витебска Станислав Шаровский совместно с учителем физики Дмитрием Ротта нашел способ получения кирпичей с использованием вторсырья. В ход пошли опилки, пенопласт, бумага, саман. При этом Станислав рассчитал плотность таких кирпичей и коэффициент их теплопроводности. Этот способ позволяет получать дешевые стройматериалы с хорошими теплоизоляционными свойствами, решая при этом еще и проблему утилизации отходов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter