Названы победители Рождественского фестиваля кукольных театров «Нябёсы»

Уроки батлейки

В течение пяти дней в стенах Воскресной школы Свято-Елисаветинского монастыря царствовала батлейка. Задуманный три года назад как образовательный проект, Рождественский фестиваль кукольных театров «Нябёсы» окреп, встал на ноги, объединил участников из Беларуси, России, Украины, Польши и претендует на то, чтобы стать полноценным брендом нашей страны и даже привлекать туристов. И это при том, что все показанные спектакли (а их было 20) предназначены детям трех, четырех, пяти лет.


Выступление участников фестиваля

Впервые пришлось услышать в зрительном зале такой диалог. Перед началом спектакля у детей спросили, знают ли они, что такое театр? В ответ дружно: знаем! И малыши стали уверенно перечислять: оперный, балетный, кукольный, батлейка. А когда зазвучали белорусские рождественские песни, дети охотно подпевали, потому что знали слова и мелодию.

Простые понятные получасовые спектакли для малышей продолжались познавательно-игровой программой и импровизированным конкурсом чтения стихов. Желающие могли посетить мастер-классы «Волшебная бумага» и соломоплетение. Фишкой оказались секреты техники эбру — рисования по воде. Стоит ли говорить, что дети не хотели покидать воскресную школу и родители (в основном очень молодые) сразу же перезнакомились друг с другом? Таких совместных полезных праздников для самых маленьких с очень позитивной энергетикой, без слез и капризов, бывает не так много. Неудивительно, что все задавали вопрос: «Когда батлейка будет еще?»

Наверняка будет, потому что состоялось открытие школы батлейки. Во многом это мероприятие для взрослых. После показа спектаклей были познавательные выступления этнографа, музыканта Алеся Лося и российского гостя Александра Грефа. В семинаре-практикуме принимали участие эксперты по батлейке, демонстрировались приемы вождения кукол, создания литературных текстов. Высказывались пожелания сделать батлейку семейным театром. Как справедливо заметил батлеечник из Новополоцка Андрей Еретиков, батлейка едет туда, куда не доезжает никто, она — способ продвижения театральной культуры. Батлеечник из Харькова продолжил мысль: вертеп или батлейка могут перейти от профессионального занятия к семейной простоте — открытию самого себя, домашнему лицедейству. 


Сказка начинается.

Конкурс оценивало профессиональное жюри. Эксперты судили строго и справедливо. Все коллективы получили дипломы и подарки от Свято-Елисаветинского монастыря. Гран-при в этот раз уехал в Москву с российским театром «Душегреи». Лучшими назвали творчество харьковских марионеток и польский театр-студию «Блюм». Среди особо отмеченных театр-батлейка Алеся Лося из Минской области, минская гимназия № 74, батлейка семейного клуба ОО «Белорусский зеленый крест», московский театр Smailfish.

Важно, что, кроме конкурсной программы, с начала октября 2016 года наши батлеечные коллективы выступали в интернатах, медицинских учреждениях и обслужили свыше 600 детей. Такое основательное батлеечное дело держится на энтузиастах. Главный среди них — актер Национального академического русского театра Александр Жданович. Его по-прежнему называют Маляванычем, потому что два десятилетия он вел на телевидении «Калыханку». Вместе с женой Людмилой, сестрой милосердия монастыря, они осуществили первый фестиваль. К сожалению, Людмилы больше нет среди нас. Этого светлого, позитивного человека помнят и продолжают ее дело. Повторяют ее мысль, что небеса — внутри человека, и такой рождественский праздник на целый год заряжает участников радостью, благополучием, процветанием. Попробуйте сказать, что батлейка не бренд нашей культуры!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter