Не ученик идет в школу, а школа — к ученику: педагоги и родители больных детей рассказали об особенностях надомного обучения

Урок в домашних тапочках

Минчанка Яна Казючиц в этом учебном году получит аттестат об окончании школы. Но за последние два года она переступала порог школы всего несколько раз. Еще в годовалом возрасте девочка перенесла тяжелейшую инфекцию и паралич, а плоды последствий жизнеугрожающего недуга приходится пожинать и последние годы. Ей сделали несколько сложных операций по исправлению суставов в РНПЦ травматологии и ортопедии. Девочка долго лежала в стационаре, а после выписки врачи вынесли заключение: прооперированную ногу ни в коем случае нельзя нагружать, двигаться следует крайне осторожно, и рекомендовали обучение на дому. Корреспондент «Р» побывала на одном из домашних уроков, а также узнала все об особенностях получения образования, когда не ученик идет в школу, а школа идет к ученику.

«Домашний» урок белорусского языка Яне Казючиц проводит Вера Ивановна Синькевич.

Жизнь не по звонку 

Учительница белорусского языка и литературы Вера Ивановна Синькевич набирает в домофоне номер уже давно знакомой квартиры. Чуть позже подойдет и ее коллега — преподаватель химии и биологии Александра Николаевна Бурдель. Их предметы для Яны Казючиц сейчас самые важные: несмотря на ограничения в состоянии здоровья, она намерена поступать в медицинский колледж. Родная школа № 59 ее в этом стремлении поддержала: чтобы помочь с подготовкой по профильным дисциплинам для централизованного тестирования, даже организовала для целеустремленной надомницы факультатив.

Комната, куда проводит нас Яна, условно разделена на две части: учебную и неучебную. С первого взгляда становится ясно, где расположилась «школьная зона» — там, где на самом видном месте красуются индивидуальный график занятий за подписью за­вуча, благодарность за хорошую учебу в прошлом году и стопка тетрадей с учебниками за 11-й класс. Отдельное место для занятий для Яны не просто дань привычным правилам организации учебы. Когда школа и дом на одной территории, это еще и психологический ход — чтобы легче было концентрироваться на школьных задачах и, наоборот, абстрагироваться от них. 

Сегодня среда. По персональному расписанию Яны — пять уроков. Длятся они столько же, как и в школе, по 45 минут, и между ними предусмотрены переменки. Разве что звонка, громко оповещающего о начале и конце занятий, нет. Эту функцию выполняют часы на верхней полке. 

Прошу Яну показать дневник. Все как у всех — задания на дом по каждому предмету. А вот графы для учителей пестрят оценками. Их выставляют часто — по несколько раз в день.

— Такое ощущение, будто ко мне репетиторы ходят, — улыбается ученица. — Когда ты в классе вместе со всеми, вероятность, что вызовут отвечать или проверят домашнее задание, невелика. Можно и не подготовиться, и пронесет. А тут каждый учитель по каждому предмету спрашивает только тебя, и это ежедневно. Не просачкуешь. Плохие отметки и слабые знания я не могу себе позволить — уж слишком хочу стать медиком.

Александра Николаевна подтверждает слова подопечной:

— Яна настолько мотивирована, что успела не только наверстать упущенное, когда долго была в больнице, но и взять от меня максимум того, что я могу дать по биологии и химии. Учит все от и до, читает сверх программы, — констатирует учитель. 

За прошлый год средний балл успеваемости Яны — 8,7. И при этом учителя утверждают, что никаких скидок на состояние здоровья или другие особые обстоятельства не делают. Ведь только знания откроют ей дорогу в колледж!

Яна признается, что немного скучает по классу. Но ее навещают друзья, и сама она приходит в школу на линейку 1 сентября и на последний звонок. 

Каждый день — по несколько оценок.

Целый класс надомников

Обучение на дому организуется так: врачебно-консультационная комиссия медучреждения дает заключение о том, что ребенку показано обучение на дому, родители вместе с заявлением несут его в школу, а администрация школы согласовывает этот вопрос с управлением образования. 

У 59-й столичной школы самый, пожалуй, богатый опыт. Обычно на учреждение образования приходится один-два надомника, и то часто они временные: кто-то ногу сломал, перенес операцию, а после выздоровления возвращается в класс. А в 59-й школе 30 постоянных учащихся на дому — от первоклассника до выпускника. Считай, целый класс. 

— Почти все эти дети имеют инвалидность, — уточняет заместитель директора по учебной работе Галина Грановская. — Почти каждый второй ученик требует специального образования: есть серьезные нарушения речи, интеллектуальная недостаточность, другие нарушения психофизического развития. 

Яна Казючиц, как констатирует завуч, у них особенная ученица. Пока девочка единственная из выпускников-надомников, кто поступает в ссуз. К сожалению, тяжелые диагнозы большинства таких детей ставят крест на профессиональной реализации. 

— Мы стараемся, чтобы такие учащиеся не были изолированными от остальных детей, — говорит Галина Грановская. — Фамилия каждого ребенка, который обучается на дому, значится в классном журнале. Их навещают и классные руководители, и социальный педагог, при возможности привлекают к участию в наиболее значимых внеклассных мероприятиях, например на новогодние елки.

Программа обучения надомников мало чем отличается от обычной. По некоторым предметам уменьшено количество часов, нет физкультуры и трудового обучения. Ну и выпускных экзаменов они не сдают. Отметки в аттестате выставляют по итогам годовых оценок.

Процесс такого обучения требует серьезных временных и организационных ресурсов. Подобрать «индивидуального» педагога для ученика начальной школы проще, потому что он один ведет все уроки. В средних и старших классах у каждого учителя свой предмет. 

— Сейчас у нас задействовано 27 учителей-предметников, — констатирует Галина Грановская. — Четыре их них заняты исключительно с надомниками. Для остальных это дополнительная нагрузка к преподаванию в классах. 

Завуч не скрывает: нехватка кадров чувствуется порой очень остро. Одно дело учителю провести урок для 30 учеников, и совсем другое — 30 учителям ходить к одному ученику. А когда тех, кто не может посещать школу сам, несколько десятков человек, то графики, бывает, и трещат, и не сходятся, и избежать накладок не всегда удается. 

Несмотря на все сложности, такие ученики получают необходимые знания. В прошлом году в адрес Минобразования пришла эмоциональная благодарность за организацию надомного обучения в 59-й школе от родителей шестиклассницы Анастасии Губич. Их дочка после перелома позвоночника два месяца была на постельном режиме в корсете, но смогла продолжать учебу. 

«Мы очень переживали, справится ли Настя со школьной программой в таком состоянии, — написал отец в обращении. — Но педагоги очень ответственно отнеслись к своим обязанностям. Слухи о том, что в связи с загруженностью учителя таких детей посещают редко, не оправдались. Работа предметников и классного руководителя стала сильной психологической поддержкой для нашего ребенка и помогла ей выздороветь».

КОМПЕТЕНТНО

Ирина КАРЖОВА, заместитель начальника главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования: 

— Статистического учета, сколько учащихся в стране находятся на обучении на дому, не ведется. Во многом это связано с тем, что потребность в таком обучении бывает временная и цифра в течение учебного года меняется. Допустим, ребенок сломал ногу, несколько месяцев он находится на надомном обу­чении, а затем возвращается в класс.

Многие путают обучение на дому и обучение по индивидуальному учебному плану. Это совершенно разные понятия. Обучение по индивидуальному плану организуется для учащихся, которые по состоянию здоровья не могут посещать учреждение образования и проходить в установленные сроки аттестацию. А индивидуальный учебный план составляется для тех, кто не может посещать школу из-за частых переездов, например участвует в подготовке к спортивным соревнованиям, творческих конкурсах, интеллектуальных мероприятиях, или по иным уважительным причинам.

Педагоги, которые обучают на дому, назначаются приказом руководителя учреждения образования. Школа обязана обеспечить учащегося учебниками. А вот срок обучения на дому учреждение образования не определяет. Это зависит от заключения врачебно-консультационной комиссии.

ФАКТ

Согласно перечню медицинских показаний для обучения и воспитания учащихся на дому, основанием для надомного обучения являются болезни, которые приводят к выраженному ограничению жизнедеятельности и высокой степени социальной дезадаптации. Среди них тяжелые болезни крови, дыхательная, сердечная и почечная недостаточность, тяжелая бронхиальная астма, первичные иммунодефициты, болезни костно-мышечной системы, при которых нужно носить гипсовую повязку, затрудняющую передвижение и самообслуживание, психические расстройства и другое. 

kozlovskaya@sb.by 

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter