В конфликте "ученик – учитель" у каждого своя правда

Урок по-прежнему открытый

Систему образования в последнее время трясет. По моей лично-оценочной системе координат школа уж слишком часто стала подбрасывать информационные поводы со знаком минус. То ли они случались и раньше — да, время сейчас такое, что шила в мешке не утаишь, — то ли действительно в отношениях ученика и учителя постепенно нарастает некая напряженность. Иначе чем объяснить такие громкие скандалы, как, например, в гомельской школе в сентябре прошлого года? В ситуацию был вынужден вмешаться Президент. Конфликт был исчерпан, но осадочек, как говорится, остался. Чтобы подобные распри не повторялись, даже обсуждается возможность ввести административную ответственность за оскорбление учителей. Мера в современных реалиях наверняка действенная. Но моральные обязательства обеих сторон тоже пока не отменялись.


Вспоминаю свои школьные годы (а это было не так давно). Лет 15 назад к учителю относились вот как. Стоило педагогу только приоткрыть дверь класса, ребята вскакивали как по команде. Не подумайте, это не ностальгия по тем временам, а простая констатация факта. Даже в мыслях не могли позволить себе оскорбить предметника (детские шалости в расчет не беру). Почему? Относились уважительно — вот и весь ответ. Иначе вести себя не могли — не были научены, потому как иначе запрограммированы.

Казалось бы, история любого школьного ЧП проста и понятна. Учителя задерганные, обвешанные множеством требований разной степени адекватности, претензий со стороны руководства и родителей. Ученики — с обостренным чувством справедливости, мнением, которое порой не слышат другие. Для родителей же первостатейный разгильдяй все равно самый лучший и умный. Вот и конфликт интересов, пусть и с разными предпосылками. Наверное, так было и раньше. Отличие только в том, что стороны умели себя контролировать и не переходили из профессиональной плоскости в личную.

Не хочется быть занудой и, словно бабушка у подъезда, обсуждать былые времена и хаять нынешние нравы. Хотя невольно это все равно сделала. Как бы мы ни сопротивлялись, современные ребята другие — со своим пониманием норм общения, которые в них вкладываются. Но не стоит забывать, что и педагоги тоже поменялись. И вот в чем особенность. Когда слышим о ситуациях, подобных гомельской, тут же невольно начинаем принимать ту или иную сторону. За детей — чуть ли не на пикеты. Но уверена, что на целую группу таких защитников найдется другая контргруппа, которая самоотверженно будет защищать учителей. У них ведь связаны руки: что делать с проказником? В итоге каждый со своей правотой.

Какой в таком случае выход из ситуации? Вот предлагают на законодательном уровне закрепить административную ответственность за оскорбление учителей. Да, штрафы подстегнут не хамить — в открытую. Но решит ли это возможное противостояние? Ведь неприязнь может выражаться не только в форме словесных оскорблений, но и неподобающего поведения, например. В рамки закона это не совсем вписывается. Что делать?

На оригинальность не претендуя, скажу: у каждого должен быть свой кодекс чести. Прежде чем ученик захочет вывести из себя учителя, а педагог прибегнуть к рукоприкладству, оба должны задуматься: когда ссора станет достоянием общественности, будет стыдно. Такие же чувства могут испытать и те, кто потом будет вершить судьбы конфликтующих, — администрация школы, районные власти. Казнить нельзя помиловать. Как правильно расставить запятые? Может, прежде чем принимать это решение, нужно прибегнуть к помощи медиатора, психолога? Времена, напомню, другие. И способы урегулирования конфликтов более цивилизованные.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter