Урок на завтра

Молоко — богатство наших крестьян. А еще — польза и выгода для страны, убедительный фактор экономики...

Молоко — богатство наших крестьян. А еще — польза и выгода для страны, убедительный фактор экономики. За 5 лет производство молока в стране выросло более чем на треть. В прошлом году экспортировано около 4 миллионов тонн молочной продукции. К 2015 году экспорт должен вырасти более чем вдвое, в стоимостном выражении — до 3 миллиардов долларов. Для этого предстоит построить почти 900 новых и модернизировать около 1,4 тысячи молочнотоварных ферм, увеличить поголовье дойного стада, расширить кормовую базу. Такие задачи ставит Республиканская программа развития молочной отрасли. На строительство ферм выделяются бюджетные деньги, то есть налогоплательщиков. Значит, на учете должен быть каждый рубль. Но иногда и поговорка «хотели, как лучше, получилось, как всегда» оказывается устаревшей. Потому что «не хотели». Желающих урвать от бюджетного пирога меньше не становится. Комитет госконтроля Брестской области проверил, как расходовались средства, выделенные ОАО «Парохонское» — самому крупному хозяйству Пинского района. Специалистам с первого взгляда стало понятно: контроль за качеством строительства молочнотоварных ферм в хозяйстве отсутствует полностью. Результат — 600 миллионов рублей убытков. О том, как исправлять ошибки, говорили на коллегии КГК в Пинске.


Акционерное общество «Парохонское» занимает территорию, близкую к площади Ганцевичского района. И агрогородок Парохонск — загляденье. Вписывается в деревенскую пастораль и молочнотоварная ферма, которая похожа на современный молочный комбинат. Молоко от ухоженных буренок на 90 процентов — сорт «экстра». А как по–другому? Ведь в реконструкцию производственных мощностей хозяйства вложено 400 миллиардов рублей. Смотришь и думаешь: вот он, достойный пример развития молочной отрасли.


Если бы так...


Брестские отделочники берут за укладку керамической плитки 12 — 14 долларов за квадратный метр. А в «Парохонском» многочисленным фирмам, которые появились с позволения генподрядчика «Пинсксовхозстрой», платили из расчета... 92 — 95 долларов. И это только за укладку «квадрата», не учитывая стоимости материалов. Видела я эту дорогую облицовку. Плиткой выложен кормовой стол. Ее надлежало укладывать надежно, на эпоксидную смолу, чтобы силос ее не «съедал». Но субподрядчики применяли клеи, растворы, цемент — все что угодно, только не смолу. Итог? Уже разрушаются швы на стыках. Глядишь, и плитка начнет отваливаться. Коровам, конечно, какая разница, с чего есть? Но и руководству «Парохонского» — никакой. Фирме «Сависстрой», которая плитку подменяла на более тонкую и использовала клей, который в 17 раз дешевле эпоксидной смолы, платили по полной. Доверяя не глазам, а отчетам.


Но самой обласканной деньгами оказалась фирма «Громадстрой». Это ООО было зарегистрировано лишь накануне заключения с ним договора строительного подряда. Уставный фонд — 1,2 миллиона рублей. Ничего своего — ни рулетки, ни уровня, ни мастерка. В общем, ни базы, ни специалистов... Но фирме доверили класть плитку в двух коровниках, в доильно–молочном блоке, в родильном отделении. Чистая прибыль «Громадстроя» за 9 месяцев минувшего года составила 340 миллионов рублей, а личный доход хозяйки, которая еще и как индивидуальный предприниматель ввязалась в стройку — 170 миллионов.


Первый заместитель председателя КГК Брестской области Михаил Серков поинтересовался у начальника мехколонны «Пинсксовхозстроя» Анатолия Жука, кто предложил эту фирму. Руководитель, покраснев, отвел глаза в сторону:


— Я сам ее выбрал.


— А дату регистрации фирмы видели? Десятки частников устроили бы под окнами вашего кабинета выставку всей своей строительной техники, возможностей, чтобы получить такой денежный заказ. Но вы отдали его той, у которой даже материальной базы нет, — пытался понять странную логику генподрядчика Михаил Серков.


Но разве поймешь? Невольно думается о чьих–то интересах...


Анатолий Жук и другие причастные пока при должностях. А его протеже — под следствием. В отношении хозяйки «Громадстроя» возбуждено несколько уголовных дел. Милиция намерена досконально проверить и другие предприятия, которые строили в «Парохонском», выяснить условия, способствовавшие совершению преступления. Пока можно только догадываться, почему заказчик и генподрядчик закрывали глаза на многочисленные нарушения.


Технический надзор также оказался никудышным. Специалисты из ОАО «Агрокомбинат «Мачулищи», которое является акционером «Парохонского», а по договору должно вести контроль за соответствием выполняемых работ, применяемых материалов, нормативно–технической документацией, спали в шапку.


Начальник отдела технического надзора агрокомбината Юрий Курганский раздражения не скрывал:


— И чего вы прицепились к этой плитке?


Заместитель гендиректора агрокомбината Александр Мелешкевич сгладил слова подчиненного:


— Усилим надзор на стройках.


По–другому и нельзя, ведь в Брестской области «Мачулищи» контролируют строительство на шести сельхозобъектах. А вдруг и там такая же ситуация?


Пассивность, безразличие, недальновидность, отсутствие здравого смысла... Весь негатив собирается в уродливый клубок, имя которому — бесхозяйственность. Даже на коллегии конструктивный диалог получился не со всеми. Попытки КГК вместе найти выход из ситуации парировались нелепыми оправданиями. Председатель КГК Брестской области Валерий Стадольник согласен, что к каждому проверяющего не приставишь:


— Главный контролер — это руководитель предприятия. Ответственность прежде всего на нем. Руководитель должен анализировать не только свои достижения, но и недоработки. А здесь налицо недостаточный анализ, отсутствие самокритики. Все вопросы связаны с личной недисциплинированностью, отсутствием должного контроля как за своей работой, так и за работой подчиненных. Ответственные работники, по вине которых допущена подобная ситуация, будут наказаны. В Брестской области реагирования на проверки КГК серьезные, поэтому ничего подобного в строительстве не повторится. Такого сбоя больше быть не должно.


Да и дорого могут обойтись подобные сбои. Ведь дешевых кредитов селу больше не будет. Чтобы оставаться на рынке России и прорваться на Запад, нужно не просто увеличить производство молочных продуктов, но и улучшать качество молока. Справится ли с задачами «Парохонское», которое до проверки считалось одним из лучших сельхозпредприятий Брестчины?


Степан Радковец, председатель комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брестского облисполкома, пообещал усилить контроль за финансово–хозяйственной деятельностью хозяйства, согласившись, что нет здесь должного учета. А как не согласиться? Факты кричат: только за май в хозяйстве списано более 4 тысяч килограммов молока, 7 тысяч килограммов комбикорма, 331 тысяча тонн сенажа...


— Все съедено скотом, — оправдывался директор общества Василий Хроленко.


Разве только неучтенным, который тоже надо кормить. На одной из ферм «Парохонского» оказалось на 107 коров больше, чем числилось по документам. Лишние буренки были призваны пускать пыль в глаза — повышать удои.


С такими–то подходами — и на новые рынки сбыта?..


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter